Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения


al.na5bal.ru > Право > Пояснительная записка
Пояснительная записка

к учебному плану 2013-2014 учебного года

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №16»

города Подольска Московской области
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» города Подольска Московской области разработан в соответствии с приказом Министра образования Московской области от 02.08.2013 № 2958 «О реализации базисного учебного плана в образовательных учреждениях Московской области в 2013-2014 учебном году» и приказом Комитета по образованию Администрации г.Подольска от 03.09.2013 №504 «О реализации базисного учебного плана в образовательных учреждениях г. Подольска». Содержание учебного процесса определяет следующий пакет документов:

для I-III-их, осуществивших введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с приказом Министерства образования Московской области от 08.07.2010 № 1561,

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 1993);

для IVXI классов:

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1);

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 1993).

Базисный учебный план рассчитан на реализацию профильного обучения на старшей ступени общего образования (11 класс) в соответствии с концепцией профильного обучения и является одним из механизмов, обеспечивающих процесс реализации направлений модернизации общего образования. В МОУ СОШ №16 осуществляется профильное обучение по одному (социально-экономическому) профилю.

Инвариантная часть обеспечивает реализацию обязательного федерального компонента государственного образовательного стандарта, включает в себя перечень образовательных компонентов (учебных предметов, курсов, дисциплин, в том числе интегрированных) и минимальное количество часов на их изучение.

Вариативная часть обеспечивает реализацию компонентов регионального и образовательного учреждения. Часы вариативной части используются для увеличения количества часов на изучение учебных предметов федерального компонента.

Учебный план имеет свои особенности. В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом (инвариантной частью) и вариативной частью (региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения):

федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

вариативная часть учебного плана – не менее 20 процентов.

Данный учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: начального общего образования – 4 года, основного общего образования – 5 лет, среднего (полного) общего образования – 2 года.

Аудиторная учебная нагрузка соответствует минимальной обязательной, не превышает предельно допустимой. В среднем и старшем звеньях определены учебные предметы, при проведении учебных занятий по которым допускается деление на две группы при наполняемости класса 25 и более человек: 5-11 классы – иностранный язык, технология, информатика и ИКТ; 10-11 классы – физическая культура.

В соответствии с базисным учебный план школы содержит механизмы, позволяющие создать возможности для

- обеспечения гарантий доступности и равных возможностей получения общего образования;

- дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, усиления гибкости в его построении, использования перспективных методов и форм проведения занятий, технологий обучения;

- усиления в содержании образования деятельностного компонента, практической деятельности школьников, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся старшей школы путем выделения часов на элективные курсы;

- обеспечения целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования, усиления интегративного подхода к организации образовательного процесса;

- усиления языковой подготовки учащихся подготовки и подготовки в области социальных дисциплин;

- формирования информационной культуры учащихся;

- организации предпрофильной подготовки учащихся и введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.

При реализации Базисного учебного плана в 2013 – 2014 учебном году используются учебники в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Базисный учебный план для I – IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели (дополнительные каникулы 1 неделя в середине 3 четверти), II - IV классы – не менее 34 учебных недель. Работа начальной школы организуется в режиме пятидневной недели.

Базисный учебный план первой ступени общего образования состоит из двух разделов: инвариантной части и вариативной части и полностью соответствует региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области (приказ министра образования московской области от 02.08.2013г. №2958).

Учебный план начального общего образования, в частности 1-2 классов, обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей.


Класс

Система учебников

Учитель



Развивающая система Л.В.Занкова

Курдюкова Н.А.



«Школа России»

Перова О.С.



«Перспектива»

Лякишева Н.П.



«Перспектива»

Курдюкова Н.А.



Развивающая система Л.В.Занкова

Ломакина Г.Г.



«Школа России»

Перова О.С.



«Перспектива»

Мудрик Е.В.


Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка в 1 классе составляет 21 час в неделю. В соответствии с требованиями СанПин (п.10.10) вводится ступенчатый режим образовательной деятельности:

- сентябрь-октябрь – 3 урока по 35 минут

- ноябрь-декабрь – 4 урока по 35 минут

- январь-май – 4 урока по 40 минут.

Объем максимально допустимой нагрузки для 1 класса в течение дня должен составлять 4 урока 4 дня в неделю и 1день в неделю – 5 уроков (за счет урока физической культуры).

Во 2-4 классах предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 23 часа в соответствии с региональным базисным учебным планом. В 4-ых классах введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (1 час в неделю). По выбору родителей в рамках данного предмета будут изучаться основы светской этики.


ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.

Базисный учебный план для V – IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и предусматривает 35 учебных недель в год. Продолжительность урока – 40 минут.

Инвариантная часть базисного учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами: русский язык, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (музыка, изобразительное искусство), технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

Вариативная часть базисного учебного плана на второй ступени обучения представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей:

- развитие личности ребенка, его познавательных интересов;

- выполнение социального образовательного заказа;

- удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

- подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.

Учебный план МОУ СОШ №16 основной школы составлен в соответствии с базисным учебным планом ОУ РФ от 09.03.2004 года. В основной школе целью образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретению знаний о мере своих прав и обязанностей.

Особое место в этой ступени принадлежит 5-6 классам. Содержание обучения в 5-6 классах должно реализовать принцип преемственности с начальной школой, обеспечить адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В этой связи в 5-6 классах вводятся некоторые дополнения в часах по отдельным предметам:

- с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, интеграции с курсом развития речи, для проведения уроков по подготовке и написанию сочинений и изложений, на предмет «Русский язык» за счет часов компонента образовательного учреждения выделены 2 часа в 5 классе, по 1 часу в 6-7 классах;

- в 5 классе на учебный предмет «Математика», с целью формирования представлений о математике как универсальном языке науки, развития логического мышления, реализации принципа преемственности с начальной школой, учитывая важность и объективную трудность этого предмета, учебное время увеличено до 6 часов в неделю за счет школьного компонента;

- в 8 классе  на учебный предмет «Алгебра» за счет часов школьного компонента выделен 1 час, что позволяет в ходе освоения содержания курса учащимся получать возможность более полно развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике, сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру,  овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач, получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

- учебный предмет «Природоведение» в 5 классе изучается как интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии, экологии и включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни», «Краеведение»;

- в 6 классе вместо этого предмета начинается изучение систематических курсов «География» и «Биология» по 1 часу в неделю в соответствии с базисным учебным планом. В связи с тем, что данные учебные предметы имеют огромное значение для жизнедеятельности человека, обеспечивая понимание школьниками роли и места человека в окружающем мире, биосфере, давая основы экологического образования и воспитания, из регионального компонента на данные предметы выделено еще по 1 часу в неделю с целью введения краеведческого модуля;

- с целью повышения компьютерной грамотности, совершенствования информационных технологий в процессе обучения, приобретения навыков подготовки проектных работ и в связи с тем, что обучающиеся данных 7 классов не изучали модуль «Информатика и ИКТ» в начальной школе, в 7 классе за счет компонента образовательного учреждения введен 1 час в неделю на изучение данного предмета.

В 9-х классах:

- за счет часов компонента образовательного учреждения (вариативная часть) при пятидневной учебной неделе в соответствии с региональным базисным учебным планом выделен час для развития содержания учебного предмета на базовом уровне с целью завершения образовательной программы основного общего образования на предмет «Всеобщая история» выделен 1 час;

- также за счет часов КОУ для изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья», преподавание которого обусловлено социально-педагогической потребностью в решении задач историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования, с целью внесения данного предмета в аттестат об основном общем образовании, в 9 классе выделен 1 час.

В части реализации компонентов учебного плана учебная нагрузка не превышает максимальный объём учебной нагрузки обучающегося, определённый федеральным и региональным базисными учебными планами.


СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Базисный учебный план на третьей ступени обучения направлен на реализацию следующих целей:

- создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечение базового или профильного изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования;

- установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;

- расширение возможностей социализации обучающихся;

- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования;

- удовлетворение социального заказа родителей и учащихся.

На подготовительном этапе введения профильного обучения обучающимся и их родителям было предложено на выбор несколько профилей: филологический, социально-экономический, естественнонаучный. Был выбран социально-экономический профиль.

Учебный план МОУ СОШ №16 старшей школы составлен в соответствии с базисным учебным планом ОУ РФ от 09.03.2004 года и региональным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений в Московской области, утвержденным приказом министра образования Московской области от 02.08.2013г. №2958. Модель представлена двумя годами обучения (10-11 классы). Принцип построения базисного учебного плана на III ступени общего образования продолжает идею профильного обучения в 11 классе.

На старшей ступени общего образования в 10-х классах сформирован учебный план для универсального (непрофильного) обучения, в 11-ом - учебный план для социально-экономического профиля, где сочетаются базовые, профильные учебные предметы, предметы регионального компонента, компонента ОУ, а также элективные курсы. При этом учитываются нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно–эпидемиологическими правилами и нормативами, образовательные запросы обучающихся и их родителей и ресурсные возможности школы.

Базовые общеобразовательные предметы (инвариантная часть) – это учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Региональный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Вариативная часть предусматривает учебные часы регионального и школьного компонентов.

В 10-ых классах инвариантная часть составляет 22 часа, вариативная – 12 часов.

В 11-ом классе инвариантная часть составляет 30 часов, вариативная – 4 часа.

К одному часу учебных предметов «Русский язык», «Химия» в 10-11 классах добавлено еще по 1 часу в вариативной части в соответствии с региональным базисным учебным планом.

Предмет «Русское речевое общение» в соответствии с региональным базисным учебным планом в 11 классе включен для завершения курса, в 10-х классах данный предмет введен как элективный курс.

В 10-ых (непрофильных) классах на предмет «Алгебра и начала анализа» к 2-м часам инвариантной части добавлен 1 час из школьного компонента с целью более полного развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе.

На предмет «История» в инвариантной части по региональному базисному учебному плану выделено 2 часа, которые делятся на предметы «История России» (1 ч.)

и «Всеобщая история» (1 ч.). С целью изучения проблемных вопросов отечественной истории, формирования гражданской идентичности обучающихся из школьного компонента в вариативную часть добавлен 1 час на предмет «История России». Интегрированный предмет «Обществознание» включает в себя разделы «Экономика» и «Право».

Предмет «Естествознание» (3ч.) инвариантной части делится на предметы «Физика», «Биология», «Химия» (по 1 ч.), из школьного компонента, помимо 1 часа «Химии», добавлены

- 1час на предмет «Биология», т.к. в курсе важное место отводится развитию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся, программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии;

- 2 часа на предмет «Физика», где увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.

На предметы «География» (1ч.), «Информатика и ИКТ» (2 ч.), «Технология» (1ч.) выделены часы из школьного компонента в соответствии с вариативной частью регионального базисного учебного плана среднего общего образования.

Предмет регионального компонента «Русское речевое общение» (1 ч) включен в вариативную часть как компонент образовательного учреждения и ведется как элективный курс.

В 11 классе представлен социально-экономический профиль, исходя из основных требований по организации профильного обучения. Профильными предметами определены «Алгебра и начала анализа» в объеме 4 час в неделю, «Геометрия» - 2 часа, «Обществознание» - 3 часа, «Экономика» - 2 часа. Инвариантная часть учебного плана школы представлена базовыми общеобразовательными предметами, которые являются учебными предметами федерального компонента, направленными на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Элективные курсы – это обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы в системе профильного обучения выполняют три основных функций. Во-первых, они дополняют содержание профильного курса, выступают в роли «надстройки» для профильного курса, делая его в полной мере углубленным. Во-вторых, развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данном классе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. И, в-третьих, удовлетворяют познавательные интересы, выходящие за рамки выбранного профиля, в различных областях деятельности человека.

В 2013-2014 учебном году в 11 классе предусмотрены следующие элективные курсы:

  1. Компьютерная графика (0,5часа в неделю)

  2. Вопросы всеобщей истории (0,5 часа в неделю).

В части реализации компонентов учебного плана учебная нагрузка не превышает максимальный объём учебной нагрузки обучающегося, определённый федеральным и региональным базисными учебными планами.

Таким образом, учебный план МОУ «СОШ № 16»

  • соответствует Концепции модернизации российского образования;

  • создаёт условия для индивидуализации и дифференциации обучения;

  • обеспечивает преемственность между ступенями образования.  

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального...
Московской области в 2013-2014 учебном году» и приказом Комитета по образованию Администрации г. Подольска от 03. 09. 2013 №504 «О...

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану 2014-2015 учебного года муниципального...
Московской области и муниципальных и частных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы...

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану 2015-2016 учебного года муниципального...
Московской области, муниципальных и частных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы...

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения iconУчебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Бугровская...
Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования для 5 7 классов в соответствии с фгос

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного...
Учебный планМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы сельского поселения «Село...

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану 1-9 классов муниципального...
Распределяет учебное время (аудиторная занятость), отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам и на внеурочную...

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану уровня начального общего образования
Федерального закона от 04. 06. 2014 года №148-фз «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в рф»

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения iconУчебный план основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
С 2012 года 7А класс, с 2013 года 6-е классы, с 2014 5-е классы работают в режиме эксперимента по введению фгос основного общего...

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа основного общего образования муниципального...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «сош №42»на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения icon4. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану...
Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены, прежде всего, одаренным детям и


Алгебра




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
al.na5bal.ru
..На главную