Пояснительная записка к учебному плану 2014-2015 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» городского Подольск Московской области Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» города Подольска Московской области разработан в соответствии с приказом Министра образования Московской области от 04.07.2014 № 3086 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных и частных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год". Содержание учебного процесса определяет следующий пакет документов:
Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения качества обучения школьников, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также с учётом гигиенических требований, предъявляемых к условиям обучения и воспитания школьников и сохранения их здоровья. Структура и задачи учебного плана: Учебный план предусматривает деление учебных часов на две части: - инвариантную часть (федеральный компонент); - вариативную часть (компонент образовательного учреждения). В инвариантной части учебного плана реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который гарантирует овладение учащимися МОУ СОШ № 16 необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможность продолжения образования. Часы вариативной части учебного плана используются: для расширенного изучения учебных предметов и введены дополнительные часы для развития содержания учебных предметов на базовом уровне: «Русский язык», «География», «Математика», «Математика (алгебра)», «Математика (алгебра и начала анализа)», «История (всеобщая история)», «История (история России)», «Биология», «Физика», «Химия», «Информатика и ИКТ» «Технология». Учебный план составлен на основе:
Учебный план школы нацелен на решение следующих задач: - обеспечение базового образования для каждого обучающегося; - развитие творческих способностей обучающихся; - обновление содержания образования; - удовлетворение социальных запросов. Все дисциплины, составляющие федеральный компонент, входят в учебный план школы и реализуются в полном объёме. Изменения в учебном плане школы осуществлены за счёт часов вариативной части базисного плана при выполнении школьного компонента, а также с учётом социальных запросов и реализации интересов, наклонностей и потребностей обучающихся при адаптации их к общественной жизни. В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» 1 – 11 классы работают в режиме пятидневной учебной недели. Сроки усвоения образовательных программ: - начальное общее образование - 4 года, - основное общее - 5 лет, - среднее общее – 2 года. Максимально допустимая недельная учебная нагрузка: - 1 кл. - 21 час, 2 - 4 классы - 23 часа, - 5 кл. - 29 часов, 6 кл. - 30 часов, 7 кл. - 32 часа, 8 кл. - 33 часа, 9 кл. - 33 часов, - 10 кл. - 34 часа, 11 кл. – 34 часа. Учебный план определяет состав образовательных предметов базового компонента, распределение часов между базовым (инвариантным) и региональным компонентами, максимальный объём аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся. Объём домашнего задания соответствует требованиям, предъявляемым СанПин: - 1 классы – без домашних заданий; - 2 - 3 кл. - до 1,5 часа, - 4 - 5 кл. - до 2 часов, - 6 – 8 кл. - до 2, 5 часов, - 9 - 11 классы - до 3,5 часов. Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.10). Промежуточная аттестация обучающихся: формы и порядок промежуточной аттестации обучающихся определяются локальным актом учреждения "Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МОУ СОШ № 16". Начальное общее образование. В учебном плане начального общего образования представлены следующие предметные области:
В область «Филология» входят учебные предметы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык». Русский язык с 1 по 3 класс изучается 5 часов в неделю, в 4–ых классах – 4 часа в неделю. Программа по русскому языку в 4 классах сокращена на 34 часа в год, в связи с уплотнением часов в разделах: повторение, язык как средство общения, состав слова, слово как часть речи. Эти темы более подробно были изучены в третьем классе. Такого объёма (136ч) по русскому языку четвероклассникам достаточно для усвоения программы. Учебная нагрузка по литературному чтению с 1 по 4 класс составляет 4 часа в неделю, иностранный язык – 2 часа в неделю. Иностранный язык изучается со второго класса. Область «Математика и информатика» представлена предметом «Математика», с учебной нагрузкой 4 часа в неделю с 1 по 4 кл., информационные умения формируются через все предметы учебного плана и во внеурочной деятельности. Образовательная область "Обществознание и естествознание" представлена предметом "Окружающий мир" с учебной нагрузкой 2 часа в неделю с 1 по 4 кл. Эта система обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование, а также интеграцию курса ОБЖ в предмет. Основы религиозных культур и светской этики. Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Согласно проведенному в марте 2014г. анкетированию родителей обучающихся 3 классов, с целью определения одного из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), выявлено, что родители выбрали учебный модуль: Основы светской этики. Модуль будет изучаться в 4 – х классах по 1 часу в неделю, 34 часа в год. Учебный предмет «Физическая культура» с 1 по 4 кл. изучается с учебной нагрузкой 3 часа в неделю. Увеличение учебных часов проводиться в пределах максимально допустимой нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями (СанПиН 2.4.2.2821-10, раздел X, таблица№3 «Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки»). «Искусство». В учебном плане ОУ данная образовательная область представлена следующими предметами: «Изобразительное искусство» - по 1 часу в неделю с 1 по 4 кл. Данный курс направлен на развитие у учащихся творческого мышления через раскрытие его творческой индивидуальности. «Музыка» - с 1 по 4 кл. по 1 часу в неделю. Основные задачи – развитие способностей к художественно-образному, эмоционально- ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. «Технология» Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» - 1-4-х классах по 1 часу в неделю. Изучение «Технологии» способствует формированию опыта как основы обучения и познания, осуществлению поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формированию первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Учебный план для 1 – 4 классов реализуется через:
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (16.02.15- 22.02.15); - учебные занятия проводятся только в первую смену; - использование «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе обеспечивает организацию адаптационного периода; - организация в середине учебного дня, для обучающихся первых классов, динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Основное общее образование. Обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению. Учебный план для V – IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. Инвариантная часть учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами: русский язык, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (музыка, ИЗО), технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура. Учебные предметы «История (история России)», «История (всеобщая история)» изучаются как самостоятельные: в 5 классе - «История (всеобщая история)» - 2 часа в неделю, в 6-8 классе: «История (история России)», «История (всеобщая история)» - по 1 часу в неделю, в 9 классе - «История (история России)» - 2 часа в неделю. Учебный предмет «Природоведение», изучается в V классе как интегрированный естественнонаучный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии, экологии. В VI классе ведется освоение учебного предмета «География» - 1 час в неделю, в рамках которого введен краеведческий модуль, и «Биология» - 1 час в неделю. Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в 6 классе в учебные предметы «Биология» и «География» введены темы по краеведению. Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» изучается с VI класса. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». Учебный предмет «Технология» изучается в 5 – 7 классах по два часа в неделю, в 8 классе по одному часу в неделю. Обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд». «Информатика и информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)» изучается в 8 - 9 классе. В соответствии с письмом Минобрнауки России от 08.10.2010 г. № ИК – 1494\19 введен третий час физической культуры во всех классах среднего звена. В рамках преподавания предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» в 5 - 9 классах предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения. Региональный компонент: - Духовное краеведение Подмосковья – (1 час в неделю) 8-е классы. Вариативная часть базисного учебного плана основного образования представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей: - развитие личности ребенка, его познавательных интересов; - выполнение социального образовательного заказа; - удовлетворение образовательных потребностей учащихся; - реализация предпрофильной подготовки; - подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе. За счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана в 5 – 9 классах выделены дополнительные часы для развития содержания следующих учебных предметов на базовом уровне: - Русский язык - (2 часа в неделю) 5 -е классы - Русский язык - (1 час в неделю) 6 – 7-е классы - Математика – 1 час в неделю – 5-е классы - Математика (алгебра) - (1 час в неделю) 8-е классы - История (всеобщая история) - (1 час в неделю) 9-е классы - География - (1час в неделю) 6-е классы - Биология (1 час в неделю) 6-е классы - Технология - (1 час в неделю) 9 -е классы Среднее общее образование. Среднее общее образование – завершающий уровень общего образования призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющие себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Таким образом, учебный план среднего общего образования направлен на реализацию следующих целей:
На старшей ступени общего образования в 10-11-х классах сформирован универсальный учебный план, где сочетаются предметы федерального, регионального компонента, компонента ОУ, а также элективные курсы. При этом учитываются нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно–эпидемиологическими правилами и нормативами, образовательные запросы обучающихся и их родителей и ресурсные возможности школы. Инвариантная часть учебного плана для X – XI классов строится на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого учебные предметы представлены в учебном плане и выбраны для изучения обучающимися. Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История (история России)», «История (всеобщая история)», «Биология», «Химия»,, «Физика», «Физическая культура», «ОБЖ», а также интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)», который на ступени среднего общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», преподаваемые в составе данного предмета, с целью формирования правосознания, экономической и правовой культуры обучающихся. Вариативная часть базисного учебного плана на III уровне обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием. Вариативная часть учебного плана подразделяется на:
Региональный компонент: Русское речевое общение – (1 час в неделю) 10-11-е классы. Этот предмет изучается в рамках элективного курса. За счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана в 10 – 11 - х классах выделены дополнительные часы для развития содержания следующих учебных предметов: - Русский язык – 1 час в неделю -Математика (алгебра и начала анализа)- 1 час в неделю - История (история России) – 1 час в неделю - Биология – 1 час в неделю - Химия – 1 час в неделю - География – 1 час в неделю - Технология – 1 час в неделю - Физика – 2 часа в неделю - Информатика и ИКТ – 2 часа в неделю В части реализации компонентов учебного плана учебная нагрузка не превышает максимальный объём учебной нагрузки обучающегося, определённый федеральным и региональным базисными учебными планами. |
![]() | Московской области в 2013-2014 учебном году» и приказом Комитета по образованию Администрации г. Подольска от 03. 09. 2013 №504 «О... | ![]() | Московской области в 2013-2014 учебном году» и приказом Комитета по образованию Администрации г. Подольска от 03. 09. 2013 №504 «О... |
![]() | Московской области, муниципальных и частных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы... | ![]() | Учебный планМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы сельского поселения «Село... |
![]() | Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования для 5 7 классов в соответствии с фгос | ![]() | Распределяет учебное время (аудиторная занятость), отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам и на внеурочную... |
![]() | Федерального закона от 04. 06. 2014 года №148-фз «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в рф» | ![]() | Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены, прежде всего, одаренным детям и |
![]() | Распоряжение исполнительного комитета Брянского областного Совета депутатов трудящихся №922р от 15 августа 1952 года | ![]() | России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707, в соответствии санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН... |