Пояснительная записка
к учебному плану 5-7-х классов МАОУ «СОШ №10»,
реализующих ФГОС ООО в 2016-2017 учебном году На новый учебный год педагогический коллектив ставит следующие задачи:
Обеспечить реализацию базового уровня в соответствии с ФГОС ООО;
Создать максимально вариативную образовательную среду;
Обеспечить доступное и качественное образование для каждого обучающегося;
Развивать личность ученика, его индивидуальность, творческие способности за счёт введения новых учебных курсов.
На основании:
Закон РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»;
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011г № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г № 1312»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего полного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.20014г № 1089»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г № 1312»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Устав ОУ.
Учебный план состоит из 2-х частей – обязательной /инвариантной/ части, с учётом регионального компонента и школьного компонента – части, формируемой участниками образовательного процесса. Кроме того, в учебном плане предусмотрена внеурочная деятельность.
Инвариантная часть представлена перечнем предметов согласно примерному учебному плану по ФГОС ООО.
Обязательная часть обеспечивает достижение важных целей современного образования на основной ступени обучения:
▪ формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным ценностям;
▪ готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени обучения;
▪ формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Часы регионального компонента и компонента ОУ обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей учащихся.
Учебный план предусматривает обучение по 5-дневной рабочей неделе. Содержание и структура учебного плана основного общего образования для 5, 6 и 7 б, в классов определяются требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, целями, задачами и спецификой образовательной деятельности МАОУ СОШ № 10.
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, использована для приобретения навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся в 5-7-х классах, для этого отведено в 5-х классах 0,25 часа (в расписании 1 час - II четверть), в 6-х и 7-х классах по 0,5 часа (в расписании 1 час - I полугодие) в каждом классе параллели. На знакомство с основами проектной деятельности дано 0,25 часа в 5-х (в расписании 1 час – III четверть), в 6-х классах 0,5 часа (1 час во II полугодии).
Для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением и сохранения преемственности с I ступенью обучения изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 5-х по 0,5 часа (в расписании 1 час в I полугодии), в 6-х классах по 0,5 часу.
С целью реализации ФГОС в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, предусмотрен модуль «Метапредметная грамотность». В 5-х классах 0,25 ч ( в расписании 1 час – в IVчетверти), в 6-х классах 0,25 ч ( в расписании 1 час - в I четверти) и в 7-х классах 0,25 ч ( в расписании 1 час во II четверти). Каждая параллель при изучении предмета «Метапредметная грамотность» делится на 10 групп по 5 направлениям:
- Публичное выступление
- Аргументация
- Учебное сотрудничество
- Моделирование
-Смысловое чтение.
Для более комфортного перехода учащихся из начальной школы в основную школу в 5 классе предусмотрен модуль «Психология общения» 0,5 ч. ( в расписании 1 час в I четверти).
Для повышения интереса к предмету «Математика» в параллели 6-х классов предусмотрен модуль «Логика и математика» 0,5 ч ( в расписании 1 час во II четверти).
С целью пропедевтики изучения предмета «Химия» в параллели 7-х классов введен модуль «Химия элементов» 0,5 часа ( в расписании 1 час в I четверти).
5 - 7 классы основного общего образования в 2016 – 2017 учебном году работают в следующем режиме:
продолжительность учебного года в 5-7-х классах 35 учебных недель;
продолжительность учебной недели в 5-7х классах 5 дней;
обязательная недельная нагрузка обучающихся в 5-х -27,5 часов, в 6-х классах – 28 часов, в 7-х классах – 30 часов;
предельно допустимая нагрузка при 5-ти дневной учебной недели в 5-х классах – 29 часов, в 6-х классах – 30 часов, в 7-х классах – 32 часа;
продолжительность уроков в 5-7-х классах – 45 минут;
промежуточная аттестация – четвертная.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): в V классах – 2 часа, в VI и VII классах – 2,5 часа.
Изучение учебных предметов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования организуется с использованием учебников, входящих в федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация обучающихся МАОУ СОШ № 10 осуществляется в соответствии с Уставом школы, Положением о промежуточной аттестации обучающихся МОАУ СОШ № 10 и является важным средством диагностики состояния образовательного процесса, освоения обучающимися образовательной программы.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, модуля образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом и в порядке, установленным образовательной организацией.
Промежуточная аттестация в МОУ СОШ № 10 для всех обучающихся 5-7 классов является обязательной по всем предметам инвариантной и вариативной части учебного плана и проводится
по итогам учебных четвертей и учебного года.
Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся классов, участвующих в реализации ФГОС ООО, являются:
- стартовая диагностика (в 5 классе);
- выполнение учебных исследований и учебных проектов;
Промежуточная аттестация обучающихся школы состоит из следующих видов аттестационных испытаний: административные контрольные работы (входная диагностика, контрольные срезы, тестирование); тематические контрольные работы, тематическое тестирование по учебным предметам; итоговые контрольные работы (выходная диагностика).
Тематические контрольные работы, тематическое тестирование проводятся в соответствии с календарно - тематическим планированием рабочей программы по учебному предмету / курсу образовательной программы.
Входная диагностика осуществляется в форме контрольных работ, срезов, тестирования и проводится в сентябре:
- по русскому языку и математике в 5-7 классах;
- по истории в 6 классах;
Административные контрольные работы проводятся:
- в 5-х классах по русскому языку, математике (декабрь);
- в 6 классах, по русскому языку, математике, комплексная работа по истории и обществознанию, по географии (декабрь);
- в 7 классах, по русскому языку, математике, физике.
Выходная диагностика в форме итоговых контрольных работ, тестирования (май):
5 классы - русский язык, математика, обществознание, история, география;
6 классы - русский язык, математика (устный экзамен), история, обществознание, география
7 классы – русский язык, математика (устный экзамен), физика
№ п/п
| Предметные области
| Основные задачи реализации содержания
| 1
| Филология
| Изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
| 2
| Математика и информатика
| Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
| 3
| Общественно – научные предметы
| Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
| 4
| Основы духовно – нравственной культуры народов России
| Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
| 5
| Естественно – научные предметы
| Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
| 6
| Искусство
| Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
| 7
| Технология
| Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
| 8
| Физическая культура
| Предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура» должны отражать:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
|
Учебный план на 2015-2016 уч.год
для 5-х, 6-х и 7б, в классов
Предметные области
| Учебные предметы
| Количество часов в неделю
| 5
| 6
| 7 б, в
| 5 (год)
| 6 (год)
| 7 б, в (год)
| Инвариантная часть
| Филология
| Русский язык
| 5
| 6
| 4
| 175
| 210
| 140
| Литература
| 2
| 2
| 2
| 70
| 70
| 70
| Иностранный язык
| 3
| 3
| 3
| 105
| 105
| 105
| Математика и информатика
| Математика
| 5
| 5
|
| 175
| 175
|
| Алгебра
|
|
| 3
|
|
| 105
| Геометрия
|
|
| 2
|
|
| 70
| Общественно-научные предметы
| История
| 2
| 2
| 2
| 70
| 70
| 70
| Обществознание
| 1
| 1
| 1
| 35
| 35
| 35
| География
| 1
| 1
| 2
| 1
| 35
| 70
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| 0,5
|
|
| 17,5
|
|
| Естественно-научные предметы
| Биология Физика
| 1
| 1
| 2 2
| 35
| 35
| 70 70
| Искусство
| Музыка
| 1
| 1
| 1
| 35
| 35
| 70
| Изобразительное искусство
| 1
| 1
| 1
| 35
| 35
| 70
| Технология
| Технология
| 2
| 2
| 2
| 70
| 70
| 70
| Физическая культура
| Физическая культура
| 3
| 3
| 3
| 105
| 105
| 105
|
Итого:
| 27,5
| 28
| 30
| 962,5
| 980
| 1050
|
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса
(по выбору)
| 1. Информатика и ИКТ
2.Основы проектной деятельности
3. Учебно-исследовательская деятельность
4.Метапредметная грамотность
5.Психология общения
6. «Логика и математика»
7. «Химия элементов»
| 0,5(Iполуг)
0,25 (IIIч) 0,25 (II ч)
0,25 (IV ч)
0,25 ( I ч)
| 0,5(IIполуг)
0,5(IIполуг) 0,5(Iполуг)
0,25 ( I ч)
0,25 (II ч)
| 1(IIполуг)
0,5(Iполуг)
0,25 (II ч)
0,25 ( I ч)
| 17,5
8,75 8,75
8,75 8,75
| 17,5
17,5 17,5
8,75
8,75
| 35
17,5
8,75
8,75
| Итого:
| 1,5
| 2,0
| 2,0
| 52,5
| 70
| 70
| Предельно допустимая нагрузка при 5-ти дневной учебной недели
| 29
| 30
| 32
| 1015
| 1050
| 1120
| В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется модульно по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, социальное, духовно-нравственное, общекультурное.
Модель работы модулей предполагает принцип «вертушки», когда каждый класс в течение года проходит все модули, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности. Модель организации внеурочной деятельности учащихся 5-х классов
2016-2017 уч. года
в рамках проекта «Модульные курсы личностного развития»
| I модуль
1 четверть
| II модуль
2 четверть
| III модуль
3 четверть
| IV модуль
4 четверть
| 5А
| «Академия Чадовских наук»
(ДДТ)
| «Спортивные игры» (ДЮСШ)
| «Радуга шёлка» (СДЮТЭ)
«Автомоделирование» (ЮТЕКС)
| «Я-турист»
(СДЮТЭ)
| 5Б
| «Я-турист»
(СДЮТЭ)
| «Академия Чадовских наук»
(ДДТ)
| «Спортивные игры» (ДЮСШ)
| «Радуга шёлка» (СДЮТЭ)
«Автомоделирование» (ЮТЕКС)
| 5В
| «Радуга шёлка» (СДЮТЭ)
«Автомоделирование» (ЮТЕКС)
| «Я-турист»
(СДЮТЭ)
| «Академия Чадовских наук»
(ДДТ)
| «Спортивные игры» (ДЮСШ)
| 5Г
| «Спортивные игры» (ДЮСШ)
| «Радуга шёлка» (СДЮТЭ)
«Автомоделирование» (ЮТЕКС)
| «Я-турист»
(СДЮТЭ)
| «Академия Чадовских наук»
(ДДТ)
|
Модель организации внеурочной деятельности учащихся 6-х классов
2016-2017 уч. года
в рамках проекта «Модульные курсы личностного развития»
| I модуль
14.09-30.10
| II модуль
07.11-25.12
| III модуль
26.12-19.02
| IV модуль
22.02-16.04
| V модуль
16.04-31.05
| 6А
| «Академия Чадовских наук»
(ДДТ)
| «Здравствуй, музей»
(Галерея)
| «Школа выживания»
(СДЮТЭ)
| «Школьная газета»
(школа)
| «Спортивные игры» (ДЮСШ)
«Радуга шёлка» (СДЮТЭ)
| 6Б
| «Спортивные игры» (ДЮСШ)
«Радуга шёлка» (СДЮТЭ)
| «Академия Чадовских наук»
(ДДТ)
| «Здравствуй, музей»
(Галерея)
| «Школа выживания»
(СДЮТЭ)
| «Школьная газета»
(школа)
| 6В
| «Школьная газета»
(школа)
| «Спортивные игры» (ДЮСШ)
«Радуга шёлка» (СДЮТЭ)
| «Академия Чадовских наук»
(ДДТ)
| «Здравствуй, музей»
(Галерея)
| «Школа выживания»
(СДЮТЭ)
| 6Г
| «Школа выживания»
(СДЮТЭ)
| «Школьная газета»
(школа)
| «Спортивные игры» (ДЮСШ)
«Радуга шёлка» (СДЮТЭ)
| «Академия Чадовских наук»
(ДДТ)
| «Здравствуй, музей»
(Галерея)
| 6Д
| «Здравствуй, музей»
(Галерея)
| «Школа выживания»
(СДЮТЭ)
| «Школьная газета»
(школа)
| «Спортивные игры» (ДЮСШ)
«Радуга шёлка» (СДЮТЭ)
| «Академия Чадовских наук»
(ДДТ)
| |