Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» города Подольска Московской области Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» города Подольска Московской области разработан в соответствии с приказом Министра образования Московской области от 02.08.2013 № 2958 «О реализации базисного учебного плана в образовательных учреждениях Московской области в 2013-2014 учебном году» и приказом Комитета по образованию Администрации г.Подольска от 03.09.2013 №504 «О реализации базисного учебного плана в образовательных учреждениях г. Подольска». Содержание учебного процесса определяет следующий пакет документов: для I-III-их, осуществивших введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с приказом Министерства образования Московской области от 08.07.2010 № 1561, - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; - Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 1993); для IV – XI классов: - приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1); - Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 1993). Базисный учебный план рассчитан на реализацию профильного обучения на старшей ступени общего образования (11 класс) в соответствии с концепцией профильного обучения и является одним из механизмов, обеспечивающих процесс реализации направлений модернизации общего образования. В МОУ СОШ №16 осуществляется профильное обучение по одному (социально-экономическому) профилю. Инвариантная часть обеспечивает реализацию обязательного федерального компонента государственного образовательного стандарта, включает в себя перечень образовательных компонентов (учебных предметов, курсов, дисциплин, в том числе интегрированных) и минимальное количество часов на их изучение. Вариативная часть обеспечивает реализацию компонентов регионального и образовательного учреждения. Часы вариативной части используются для увеличения количества часов на изучение учебных предметов федерального компонента. Учебный план имеет свои особенности. В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом (инвариантной частью) и вариативной частью (региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения): федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; вариативная часть учебного плана – не менее 20 процентов. Данный учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: начального общего образования – 4 года, основного общего образования – 5 лет, среднего (полного) общего образования – 2 года. Аудиторная учебная нагрузка соответствует минимальной обязательной, не превышает предельно допустимой. В среднем и старшем звеньях определены учебные предметы, при проведении учебных занятий по которым допускается деление на две группы при наполняемости класса 25 и более человек: 5-11 классы – иностранный язык, технология, информатика и ИКТ и физическая культура (только в 10-11 классах). В соответствии с базисным учебный план школы содержит механизмы, позволяющие создать возможности для - обеспечения гарантий доступности и равных возможностей получения общего образования; - дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, усиления гибкости в его построении, использования перспективных методов и форм проведения занятий, технологий обучения; - усиления в содержании образования деятельностного компонента, практической деятельности школьников, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся старшей школы путем выделения часов на элективные курсы; - обеспечения целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования, усиления интегративного подхода к организации образовательного процесса; - усиления языковой подготовки учащихся подготовки и подготовки в области социальных дисциплин; - формирования информационной культуры учащихся; - организации предпрофильной подготовки учащихся и введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. При реализации учебного плана в 2013 – 2014 учебном году используются учебники в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Базисный учебный план для I – IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели (дополнительные каникулы 1 неделя в середине 3 четверти), II - IV классы – не менее 34 учебных недель. Работа начальной школы организуется в режиме пятидневной недели. Базисный учебный план первой ступени общего образования состоит из двух разделов: инвариантной части и вариативной части и полностью соответствует региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области (приказ министра образования московской области от 02.08.2013г. №2958). Учебный план начального общего образования, в частности 1-3 классов, обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей.
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка в 1 классе составляет 21 час в неделю. В соответствии с требованиями СанПин (п.10.10) вводится ступенчатый режим образовательной деятельности: - сентябрь-октябрь – 3 урока по 35 минут - ноябрь-декабрь – 4 урока по 35 минут - январь-май – 4 урока по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки для 1 класса в течение дня должен составлять 4 урока 4 дня в неделю и 1день в неделю – 5 уроков (за счет урока физической культуры). Во 2-4 классах предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 23 часа в соответствии с региональным базисным учебным планом. В 4-ых классах введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (1 час в неделю). По выбору родителей в рамках данного предмета будут изучаться основы светской этики. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению. Базисный учебный план для V – IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и предусматривает 35 учебных недель в год в V-VIII классах и 34 учебные недели в IX классах. Продолжительность урока – 40 минут. Инвариантная часть базисного учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами: русский язык, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (музыка, изобразительное искусство), технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура. Вариативная часть базисного учебного плана на второй ступени обучения представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей: - развитие личности ребенка, его познавательных интересов; - выполнение социального образовательного заказа; - удовлетворение образовательных потребностей учащихся; - подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе. Учебный план МОУ СОШ №16 основной школы составлен в соответствии с базисным учебным планом ОУ РФ от 09.03.2004 года. В основной школе целью образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретению знаний о мере своих прав и обязанностей. Особое место в этой ступени принадлежит 5-6 классам. Содержание обучения в 5-6 классах должно реализовать принцип преемственности с начальной школой, обеспечить адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В этой связи в 5-6 классах вводятся некоторые дополнения в часах по отдельным предметам: - с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, интеграции с курсом развития речи, для проведения уроков по подготовке и написанию сочинений и изложений, на предмет «Русский язык» за счет часов компонента образовательного учреждения выделены 2 часа в 5 классе, по 1 часу в 6-7 классах; - в 5 классе на учебный предмет «Математика», с целью формирования представлений о математике как универсальном языке науки, развития логического мышления, реализации принципа преемственности с начальной школой, учитывая важность и объективную трудность этого предмета, учебное время увеличено до 6 часов в неделю за счет школьного компонента; - в 8 классе на учебный предмет «Алгебра» за счет часов школьного компонента выделен 1 час, что позволяет в ходе освоения содержания курса учащимся получать возможность более полно развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике, сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру, овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач, получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; - учебный предмет «Природоведение» в 5 классе изучается как интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии, экологии и включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни», «Краеведение»; - в 6 классе вместо этого предмета начинается изучение систематических курсов «География» и «Биология» по 1 часу в неделю в соответствии с базисным учебным планом. В связи с тем, что данные учебные предметы имеют огромное значение для жизнедеятельности человека, обеспечивая понимание школьниками роли и места человека в окружающем мире, биосфере, давая основы экологического образования и воспитания, из регионального компонента на данные предметы выделено еще по 1 часу в неделю с целью введения краеведческого модуля. В 9-х классах: - за счет часов компонента образовательного учреждения (вариативная часть) при пятидневной учебной неделе в соответствии с региональным базисным учебным планом выделен час для развития содержания учебного предмета на базовом уровне с целью завершения образовательной программы основного общего образования на предмет «Всеобщая история» выделен 1 час; - также за счет часов КОУ для изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья», преподавание которого обусловлено социально-педагогической потребностью в решении задач историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования, с целью внесения данного предмета в аттестат об основном общем образовании, в 9 классе выделен 1 час. В части реализации компонентов учебного плана учебная нагрузка не превышает максимальный объём учебной нагрузки обучающегося, определённый федеральным и региональным базисными учебными планами. СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Базисный учебный план на третьей ступени обучения направлен на реализацию следующих целей: - создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ; - обеспечение базового или профильного изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования; - установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями; - расширение возможностей социализации обучающихся; - обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования; - удовлетворение социального заказа родителей и учащихся. На подготовительном этапе введения профильного обучения обучающимся и их родителям было предложено на выбор несколько профилей: филологический, социально-экономический, естественнонаучный. Был выбран социально-экономический профиль. Учебный план МОУ СОШ №16 старшей школы составлен в соответствии с базисным учебным планом ОУ РФ от 09.03.2004 года и региональным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений в Московской области, утвержденным приказом министра образования Московской области от 02.08.2013г. №2958. Модель представлена двумя годами обучения (10-11 классы). Принцип построения базисного учебного плана на III ступени общего образования продолжает идею профильного обучения в 11 классе. На старшей ступени общего образования в 10-х классах сформирован учебный план для универсального (непрофильного) обучения, в 11-ом - учебный план для социально-экономического профиля, где сочетаются базовые, профильные учебные предметы, предметы регионального компонента, компонента ОУ, а также элективные курсы. При этом учитываются нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно–эпидемиологическими правилами и нормативами, образовательные запросы обучающихся и их родителей и ресурсные возможности школы. Базовые общеобразовательные предметы (инвариантная часть) – это учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Региональный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Вариативная часть предусматривает учебные часы регионального и школьного компонентов. В 10-ых классах инвариантная часть составляет 22 часа, вариативная – 12 часов. В 11-ом классе инвариантная часть составляет 30 часов, вариативная – 4 часа. К одному часу учебных предметов «Русский язык», «Химия» в 10-11 классах добавлено еще по 1 часу в вариативной части в соответствии с региональным базисным учебным планом. Предмет «Русское речевое общение» в соответствии с региональным базисным учебным планом в 11 классе включен для завершения курса, в 10-х классах данный предмет введен как элективный курс. В 10-ых (непрофильных) классах на предмет «Алгебра и начала анализа» к 2-м часам инвариантной части добавлен 1 час из школьного компонента с целью более полного развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе. На предмет «История» в инвариантной части по региональному базисному учебному плану выделено 2 часа, которые делятся на предметы «История России» (1 ч.) и «Всеобщая история» (1 ч.). С целью изучения проблемных вопросов отечественной истории, формирования гражданской идентичности обучающихся из школьного компонента в вариативную часть добавлен 1 час на предмет «История России». Интегрированный предмет «Обществознание» включает в себя разделы «Экономика» и «Право». Предмет «Естествознание» (3ч.) инвариантной части делится на предметы «Физика», «Биология», «Химия» (по 1 ч.), из школьного компонента, помимо 1 часа «Химии», добавлены - 1час на предмет «Биология», т.к. в курсе важное место отводится развитию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся, программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии; - 2 часа на предмет «Физика», где увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся. На предметы «География» (1ч.), «Информатика и ИКТ» (2 ч.), «Технология» (1ч.) выделены часы из школьного компонента в соответствии с вариативной частью регионального базисного учебного плана среднего общего образования. Предмет регионального компонента «Русское речевое общение» (1 ч) включен в вариативную часть как компонент образовательного учреждения и ведется как элективный курс. В 11 классе представлен социально-экономический профиль, исходя из основных требований по организации профильного обучения. Профильными предметами определены «Алгебра и начала анализа» в объеме 4 час в неделю, «Геометрия» - 2 часа, «Обществознание» - 3 часа, «Экономика» - 2 часа. Инвариантная часть учебного плана школы представлена базовыми общеобразовательными предметами, которые являются учебными предметами федерального компонента, направленными на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Элективные курсы – это обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы в системе профильного обучения выполняют три основных функций. Во-первых, они дополняют содержание профильного курса, выступают в роли «надстройки» для профильного курса, делая его в полной мере углубленным. Во-вторых, развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данном классе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. И, в-третьих, удовлетворяют познавательные интересы, выходящие за рамки выбранного профиля, в различных областях деятельности человека. В 2013-2014 учебном году в 11 классе предусмотрены следующие элективные курсы:
В части реализации компонентов учебного плана учебная нагрузка не превышает максимальный объём учебной нагрузки обучающегося, определённый федеральным и региональным базисными учебными планами. Таким образом, учебный план МОУ «СОШ № 16»
|
![]() | Московской области в 2013-2014 учебном году» и приказом Комитета по образованию Администрации г. Подольска от 03. 09. 2013 №504 «О... | ![]() | Московской области и муниципальных и частных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы... |
![]() | Московской области, муниципальных и частных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы... | ![]() | Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования для 5 7 классов в соответствии с фгос |
![]() | Учебный планМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы сельского поселения «Село... | ![]() | Распределяет учебное время (аудиторная занятость), отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам и на внеурочную... |
![]() | Федерального закона от 04. 06. 2014 года №148-фз «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в рф» | ![]() | С 2012 года 7А класс, с 2013 года 6-е классы, с 2014 5-е классы работают в режиме эксперимента по введению фгос основного общего... |
![]() | Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «сош №42»на 2013-2014 учебный год | ![]() | Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены, прежде всего, одаренным детям и |