Пояснительная записка к учебному плану 2015-2016 учебного года муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» Городского округа Подольск Московской области Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» города Подольска Московской области разработан в соответствии с приказом Министра образования Московской области от 26.05.2015г. № 2758 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2015-2016 учебный год". Содержание учебного процесса определяет следующий пакет документов:
Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения качества обучения школьников, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также с учётом гигиенических требований, предъявляемых к условиям обучения и воспитания школьников и сохранения их здоровья. Структура и задачи учебного плана: Учебный план предусматривает деление учебных часов на две части: - инвариантную часть (федеральный компонент); - вариативную часть (компонент образовательного учреждения). В инвариантной части учебного плана реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который гарантирует овладение учащимися МОУ СОШ № 16 необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможность продолжения образования. Часы вариативной части учебного плана используются: для расширенного изучения учебных предметов и введены дополнительные часы для развития содержания учебных предметов на базовом уровне: «Обществознание», «Физическая культура», «Русский язык», «География», «Математика», «Математика (алгебра)»,«Математика (алгебра и начала анализа)», «История (всеобщая история)», «История (история России)», «Биология», «Физика», «Химия», «Информатика и ИКТ» «Технология». Учебный план составлен на основе:
Учебный план школы нацелен на решение следующих задач: - обеспечение базового образования для каждого обучающегося; - развитие творческих способностей обучающихся; - обновление содержания образования; - удовлетворение социальных запросов. Все дисциплины, составляющие федеральный компонент, входят в учебный план школы и реализуются в полном объёме. Изменения в учебном плане школы осуществлены за счёт часов вариативной части базисного плана при выполнении школьного компонента, а также с учётом социальных запросов и реализации интересов, наклонностей и потребностей обучающихся при адаптации их к общественной жизни. В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» 1 – 8 классы работают в режиме пятидневной учебной недели, 9-11 классы в режиме шестидневной учебной недели. Сроки усвоения образовательных программ: - начальное общее образование - 4 года, - основное общее - 5 лет, - среднее общее – 2 года. Максимально допустимая недельная учебная нагрузка: - 1 кл. - 21 час, 2 - 4 классы - 23 часа, - 5 кл. - 28 часов, 6 кл. - 30 часов, 7 кл. - 32 часа, 8 кл. - 33 часа, 9 кл. - 36 часов, - 10 кл. - 37 часа, 11 кл. – 37 часа. Учебный план определяет состав образовательных предметов базового компонента, распределение часов между базовым (инвариантным) и региональным компонентами, максимальный объём аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся. Объём домашнего задания соответствует требованиям, предъявляемым СанПин: - 1 классы – без домашних заданий; - 2 - 3 кл. - до 1,5 часа, - 4 - 5 кл. - до 2 часов, - 6 – 8 кл. - до 2, 5 часов, - 9 - 11 классы - до 3,5 часов. Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.10). Промежуточная аттестация обучающихся. Промежуточная аттестация, завершающая освоение образовательной программы года, является обязательной и проводится в следующих формах: Для обучающихся, осваивающих образовательную программу в очной форме, промежуточная аттестация сводится к выставлению средней отметки исходя из отметок за четверть (полугодие). Промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных (полугодовых) аттестаций, и представляет собой результат четвертной (полугодовой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти (полугодия), либо среднее арифметическое результатов четвертных (полугодовых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (полугодия). Округление результата проводится в сторону результатов аттестации за последнюю четверть (полугодие). Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих образовательную программу в семейной форме или форме самообразования и учащихся, имеющих академическую задолженность, проводится в качестве отдельной процедуры. Формами промежуточной аттестации экстернов и учащихся, имеющих академическую задолженность, являются: - письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; - устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов (зачет), беседы, собеседования и другое; Формы промежуточной аттестации экстернов прописываются в договоре с родителями (законными представителями). Формы промежуточной аттестации учащихся, имеющих академическую задолженность, прописываются в информационном письме родителям (законным представителям) в 3-дневный срок после возникновения академической задолженности. По заявлению экстерна или учащегося, имеющего академическую задолженность (их законных представителей), Школа вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по четырехбальной системе. Фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни проводится по предмету ОРКСЭ и элективным курсам. При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется Школой с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей). Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены Школой для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их законных представителей): - выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия; - отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж; – для иных учащихся по решению педагогического совета. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета Школы. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Школой, в установленный данным пунктом срок с момента образования академической задолженности. В указанный период не включается время болезни учащегося. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение месяца с момента ее возникновения. В указанный срок не включается время каникул. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз Школой создается комиссия в течение двух недель со дня первой ликвидации задолженности. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной аттестации. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Учащиеся Школы, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Начальное общее образование. В учебном плане начального общего образования представлены следующие предметные области:
В область «Филология» входят учебные предметы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык». Русский язык с 1 по 3 класс изучается 5 часов в неделю, в 4–ых классах – 4 часа в неделю. Программа по русскому языку в 4 классах сокращена на 34 часа в год, в связи с уплотнением часов в разделах: повторение, язык как средство общения, состав слова, слово как часть речи. Эти темы более подробно были изучены в третьем классе. Такого объёма (136ч) по русскому языку четвероклассникам достаточно для усвоения программы. Учебная нагрузка по литературному чтению с 1 по 4 класс составляет 4 часа в неделю, иностранный язык – 2 часа в неделю. Иностранный язык изучается со второго класса. Область «Математика и информатика» представлена предметом «Математика», с учебной нагрузкой 4 часа в неделю с 1 по 4 кл., информационные умения формируются через все предметы учебного плана и во внеурочной деятельности. Образовательная область "Обществознание и естествознание" представлена предметом "Окружающий мир" с учебной нагрузкой 2 часа в неделю с 1 по 4 кл. Эта система обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование, а также интеграцию курса ОБЖ в предмет. Основы религиозных культур и светской этики. Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Согласно проведенному в марте 2015г. анкетированию родителей обучающихся 3 классов, с целью определения одного из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), выявлено, что родители выбрали учебный модуль: Основы светской этики. Модуль будет изучаться в 4 – х классах по 1 часу в неделю, 34 часа в год. Учебный предмет «Физическая культура» с 1 по 4 кл. изучается с учебной нагрузкой 3 часа в неделю. Увеличение учебных часов проводиться в пределах максимально допустимой нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями (СанПиН 2.4.2.2821-10, раздел X, таблица№3 «Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки»). «Искусство». В учебном плане ОУ данная образовательная область представлена следующими предметами: «Изобразительное искусство» - по 1 часу в неделю с 1 по 4 кл. Данный курс направлен на развитие у учащихся творческого мышления через раскрытие его творческой индивидуальности. «Музыка» - с 1 по 4 кл. по 1 часу в неделю. Основные задачи – развитие способностей к художественно-образному, эмоционально- ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. «Технология» Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» - 1-4-х классах по 1 часу в неделю. Изучение «Технологии» способствует формированию опыта как основы обучения и познания, осуществлению поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формированию первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Учебный план для 1 – 4 классов реализуется через:
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (08.02.2016г.- 14.02.2016г.); - учебные занятия проводятся только в первую смену; - использование «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе обеспечивает организацию адаптационного периода; - организация в середине учебного дня, для обучающихся первых классов, динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Основное общее образование. Обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению. Учебный план для V – IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. В 5 классах осуществлен переход на Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования. Базовый компонент сохранен полностью. Учебный план 5 классов, реализующий ФГОС ООО определяет общие рамки отбора содержания основного общего образования, разработки требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а так же выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Инвариантная часть: В предметной области "Филология" предусматривает изучение: русского языка – 5 часов в неделю, литература – 3 часа в неделю, иностранный язык – 3 часа в неделю. В предметной области "Математика и информатика" изучается предмет математика – 5 часов в неделю. В предметную область "Общественно-научных предметов входят учебные предметы: история – 2 часа в неделю, география – 1 час в неделю. В предметную область "Естественно-научных предметов" входит учебный предмет: биология – 1 час в неделю. В предметную область "Искусство" входят учебные предметы: музыка – 1 час в неделю, изобразительное искусство – 1 час в неделю. В предметную область "Технология" входит учебный предмет: технология – 2 часа в неделю. В предметную область "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" входит предмет: физическая культура – 2 часа в неделю, основы безопасности жизнедеятельности – реализуется в рамках внеурочной деятельности (социальное направление). Недельная нагрузка предметов инвариантной (обязательной) части составляет 26 часов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса сформирована с учетом потребностей обучающихся и их родителей и представлена в вариативной части учебными предметами: обществознание – 1 час в неделю, с целью реализации непрерывного изучения курса и формирования современного научного мировоззрения; физическая культура – 1 час в неделю, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 08.10.2010 г. № ИК – 1494\19 введен третий час физической культуры. Учебный план 6 – 9 классов реализует Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования утвержденный приказом Министерства образования РФ 9 марта 2004 г. № 1312. Инвариантная часть учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами: литература, русский язык, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, физика, химия, биология, искусство (музыка, ИЗО), технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура. Учебные предметы «История (история России)», «История (всеобщая история)» изучаются как самостоятельные: в 6-8 классе: «История (история России)», «История (всеобщая история)» - по 1 часу в неделю, в 9 классе - «История (история России)» - 2 часа в неделю. В VI классе в рамках учебных предметов «География» - 1 час в неделю и «Биология» - 1 час в неделю, введен краеведческий модуль. Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в 6 классе в учебные предметы «Биология» и «География» введены темы по краеведению. Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» изучается с VI класса. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». Учебный предмет «Технология» изучается в 6 – 7 классах 2 часа в неделю, в 8 -9 классах 1 час в неделю. Обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд». «Информатика и информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)» изучается в 8 классе – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю. В рамках преподавания предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» в 6 - 9 классах предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения. Региональный компонент: - Духовное краеведение Подмосковья – (1 час в неделю) 8-е классы. Вариативная часть базисного учебного плана основного образования представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей: - развитие личности ребенка, его познавательных интересов; - выполнение социального образовательного заказа; - удовлетворение образовательных потребностей учащихся; - реализация предпрофильной подготовки; - подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе. За счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана в 5 – 9 классах выделены дополнительные часы для развития содержания следующих учебных предметов на базовом уровне: - Русский язык- (1 час в неделю) 6 ,7, 9-е классы - География - (1час в неделю) 6-е классы - Биология (1 час в неделю) 6-е классы - Математика (алгебра) - (1 час в неделю) 8- 9-е классы - История (всеобщая история)- (1 час в неделю) 9-е классы - Обществознание (включая экономику и право) - (1 час в неделю)- 9-е классы - Технология- (1 час в неделю) 9 -е классы Среднее общее образование. Среднее общее образование – завершающий уровень общего образования призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющие себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Таким образом, учебный план среднего общего образования направлен на реализацию следующих целей:
На старшей ступени общего образования в 10-11-х классах сформирован универсальный учебный план, где сочетаются предметы федерального, регионального компонента, компонента ОУ, а также элективные курсы. При этом учитываются нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно–эпидемиологическими правилами и нормативами, образовательные запросы обучающихся и их родителей и ресурсные возможности школы. Инвариантная часть учебного плана для X – XI классов строится на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого учебные предметы представлены в учебном плане и выбраны для изучения обучающимися. Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История (история России)», «История (всеобщая история)»,«Биология», «Химия»,, «Физика», «Физическая культура», «ОБЖ», а также интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)», который на ступени среднего общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», преподаваемые в составе данного предмета, с целью формирования правосознания, экономической и правовой культуры обучающихся. Вариативная часть базисного учебного плана на III уровне обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием. Вариативная часть учебного плана подразделяется на:
Региональный компонент: Русское речевое общение – (1 час в неделю) 10-11-е классы. Этот предмет изучается в рамках элективного курса. За счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана в 10 – 11 - х классах выделены дополнительные часы для развития содержания следующих учебных предметов: - Русский язык – 2 часа в неделю -Математика (алгебра и начала анализа)- 2 час в неделю - История (история России) – 1 час в неделю - Обществознание (включая экономику и право) – 1 час в неделю - Биология – 1 час в неделю - Химия – 1 час в неделю - География – 1 час в неделю - Технология – 1 час в неделю - Физика – 2 часа в неделю - Информатика и ИКТ – 2 часа в неделю В части реализации компонентов учебного плана учебная нагрузка не превышает максимальный объём учебной нагрузки обучающегося, определённый федеральным и региональным базисными учебными планами. |
![]() | Московской области и муниципальных и частных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы... | ![]() | Московской области в 2013-2014 учебном году» и приказом Комитета по образованию Администрации г. Подольска от 03. 09. 2013 №504 «О... |
![]() | Московской области в 2013-2014 учебном году» и приказом Комитета по образованию Администрации г. Подольска от 03. 09. 2013 №504 «О... | ![]() | Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования для 5 7 классов в соответствии с фгос |
![]() | Учебный планМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы сельского поселения «Село... | ![]() | Публичный доклад общеобразовательного учреждения является важным средством обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципального... |
![]() | Учебный план на 2015/2016 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами | ![]() | Распределяет учебное время (аудиторная занятость), отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам и на внеурочную... |
![]() | И. Э. Кашекова, А. Л. Кашеков Изобразительное искусство. М.: Академкнига/Учебник, 2013 | ![]() | Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены, прежде всего, одаренным детям и |