Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А. Г. и др


страница1/5
al.na5bal.ru > Математика > Учебник
  1   2   3   4   5
МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»


Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А.Г. и др.



Учитель математики Борис Г.И.

Август 2014 года.

Сегодня математическая культура – это часть общекультурного уровня любого человека. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности. Для выпускников 9 х классов очень важно овладеть определенным математическим аппаратом, который позволил бы им продолжить дальнейшее обучение в школе или в другом намеченном учебном заведении; осуществлять хотя бы простейший количественный анализ информации и успешно завершить курс основной школы, сдав экзамен по математике в формате ГИА на положительную оценку.

Сдача выпускниками основной школы экзамена по математике в новой форме и выпускниками средней школы - в форме ГИА и ЕГЭ поставила перед учителями ряд вопросов: Как обучать в новых условиях? Как организовать свой урок так, чтобы учащиеся после экзамена получали удовлетворение, а не говорили, что «мы таких задач не решали»? Очень актуальны слова Л.Г. Петерсон: «Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею», а где есть тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю». На первый план выходит личность ученика, его отношение к миру, способность к культурному общению и рефлексии, адекватной самооценке и саморазвитию, нацеленность на созидание и добро».

Каким должен быть современный урок? Это прежде всего интересный урок. Лишь при этом можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока.

В чем заключается подготовка к этому тестированию и как эффективнее ее провести? Не будем искать легких путей, а рассмотрим ситуацию, когда класс средний. Многие ученики пришли из начальной школы с плохим знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20.Что это значит для дальнейшего обучения, понимают все учителя математики. Экзамен по алгебре - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. Все выпускники девятого класса нашей школы сдают малое ЕГЭ по алгебре с первых дней введения этой формы. И поэтому я начинаю целенаправленно готовить учащихся к такому виду экзамена еще с 5 класса, введя тестовые задания в работы учащихся. Работая последние года в среднем звене школы, принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, ребят с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих существенные пробелы в знаниях, я была вынуждена решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении не справляющихся с учёбой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах. Выход из этой ситуации в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Следует иметь в виду, что ограничение требований к части учащихся связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, вовсе не означает ослабление учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся. Скорее, выделение элементарного уровня овладения математическими умениями позволяет формировать умения применять известные способы и приёмы решения задач в усложнённых и новых ситуациях, а также поднимать уровень, соответствующий повышенным оценкам, естественным образом. 

 С чего начинать? В начале пути подготовки к ГИА необходимо определить ожидаемые результаты сдачи ГИА а также выявить остаточные знания каждого ученика. В начале каждого учебного года в 5-9 классах провожу входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. В начале 9 класса осуществляю опрос учащихся и родителей: «Каких результатов вы ожидаете от сдачи ГИА по математике?». По остаточным знаниям детей и по результатам опроса в классе выделяю три группы, объединённые общей целью. При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу. 
К первой группе отношу учащихся, которые ставят перед собой цель – преодоление минимального рубежа. Ко второй группе – учащиеся, которые планируют получить не очень высокие баллы, но достаточные для поступления в десятый класс нашей школы или другое намеченное учебное заведение. И, наконец, к третьей группе – учащиеся, которые планируют получение высоких баллов, необходимых для поступления в учебные заведения, предъявляющие высокие требования к уровню математической подготовки. 
Вторым этапом по подготовке к итоговой аттестации провожу с каждой группой учащихся входные диагностические работы с целью выявления сильных и слабых областей математической подготовки каждого учащегося. После полного анализа диагностических работ выстраиваю целенаправленные пути подготовки к итоговой аттестации для каждой группы учащихся. 
Для работы с первой группой  необходимо для каждого учащегося прорабатывать и закреплять его сильные области математической подготовки, при этом постепенно подключать задания на усиление слабых областей, число отрабатываемых заданий должно постепенно увеличиваться. 

С учащимися второй группы нужно прорабатывать все задания из модуля «Реальная математика» а также задания первой части модулей «Алгебра» и «Геометрия». Закреплять и отрабатывать как сильные, так и слабые области математической подготовки. 
Для учащихся третьей группы, как и для учащихся второй группы необходимо добиваться устойчивых результатов по работе с задачами первой части всех трех модулей и заданий второй части, исходя из возможностей учащегося. 
Чтобы достичь хороших результатов на каждом уроке провожу обязательный устный счет, обучающие самостоятельные работы, тесты. В 6 классе учащиеся должны хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами, в 7- м – хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8 –м- решение квадратных уравнений. Это глобальные темы, которые нельзя запускать. В 7-8 классах ребята решают тематические тесты по окончании каждой темы, которые подготовлены в учебниках алгебры и геометрии авторов Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., которые позволяют им выяснит уровень усвоения темы. Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уроке – лекции. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма очень часто (каждый урок или через урок) провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь консультантами или объясняю ещё раз, вызывая к доске. При организации работы в группах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. На таком уроке моя работа сосредоточена на более слабых учениках, в сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить "двойку”, для этого ученик должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью), а затем решить аналогичное задание на уроке. 
Главное, что со временем ребята перестают бояться "двоек”, смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке доброжелательная, спокойная. 
Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не может привести стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков) – необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. 
Обучение алгоритмам не сводится к их заучиванию, оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это и есть творческий процесс. Наконец, алгоритмизация охватывает далеко не весь учебный процесс, а лишь те его компоненты, где она является целесообразной. Система алгоритмов – программ позволяет в определённой мере автоматизировать учебный процесс на этапе формирования навыков в решении типовых задач и создаёт широкие возможности для активной самостоятельной работы учащихся.

 В 9 классе разрабатываю  систему подготовки учащихся к экзамену за курс основной школы.В календарно-тематическое планирование уроков алгебры за 9-й класс вношу темы, которые нужно повторить

- основное свойство пропорции;

- задачи на составлении и решение пропорций;

-задачи на проценты;

- формулы сокращенного умножения;

- выражения и их преобразования

- уравнения и системы уравнений;

- неравенства и системы неравенств;

- арифметическая и геометрическая прогрессии.

Повторение провожу как на уроках, так и после уроков через системные консультации. На уроке, создав микроклимат в классе, отрабатываю алгоритмизацию действий; удерживая интерес учащихся к предмету, формирую мотивацию к обучению. Учащиеся хорошо усваивают обязательный минимум материала по математике, если пользуются методическими приемами:

- решение задач по образцу;

- рассмотрение различных подходов к решению одной и той же задачи;

- составление опорных схем и применение других наглядных средств обучения;

- правильный подбор тематики и уровня задач, придание им занимательной формы;

- использование соревнования, к которому побуждают следующие вопросы учителя: ,, Как решить быстрее?”,  ,, У кого решение получилось самое короткое?”. ,, Самое простое?”.

Провожу тематический контроль с помощью тестирования, соблюдая правила организации работы с тестами:

- учащиеся делают записи в картах ответов;

- учитель дает инструктаж,  как правильно заполнить карту;

- время выполнения и нормы оценок должны быть объяснены ученику заранее.
Таблица 2 
Таблица учета выполнения индивидуальных заданий 

учащихся ____________ класса 

http://www.menobr.ru/upload/images/menobr/02.gif 
Ученик может выполнять не все индивидуальные задания, а какой-то заранее определенный набор, чтобы охватить всю программу, которую повторяет. Например, Иванов С. будет выполнять задания № 1, 3, 7, 10; Петров А. – задания № 2, 6, 8, 10. Номера заданий у разных учащихся могут совпадать, иногда это даже желательно. Могут совпадать и целые наборы. После выполнения необходимого перечня индивидуальных заданий ученик приступает к следующему этапу деятельности, например выполняет контрольную работу. 
Для отработки элементарных знаний и умений (формул, определений, фактов, вычислительных, орфографических действий, таблицы умножения, “словарных” слов и т. п.) можно использовать методику взаимотренажа. Для этого требуется подготовить дидактический материал – карточки с точными заданиями или вопросами, требующими однозначного ответа. Также в карточках должен содержаться правильный ответ. Комплект карточек может быть по одной теме или по разным. Для удобства карточки нумеруются. 
На подобных учебных занятиях учитель в основном выполняет контролирующие функции: принимает зачеты, проверяет правильность выполнения самостоятельных работ, при необходимости консультирует и обучает учащихся. При обучении учитель использует фронтальную, индивидуальную форму обучения, работу в малых группах. У каждого вида работы свое предназначение: при фронтальной работе или работе в малой группе рассматриваются общие подходы, методы выполнения заданий; при индивидуальной работе осуществляется “доучивание” – ликвидация пробелов в знаниях.

 На уроках использую карточки-консультанты, с помощью которых повторять изученный материал. В них содержатся все условные моменты изучаемой темы, а так же алгоритм решения заданий


КАРТОЧКА-КОНСУЛЬТАНТ ПО ТЕМЕ

«СИСТЕМА ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ»

            Система линейных уравнений:

Способы ее решения

Графический способ

Способ подстановки

Способ сложения

     

1. В каждом уравнении выразить у через х

2. Построить график функции каждого уравнения

3. Определить координаты точки пересечения

 

1. Из какого-либо уравнения

выразить одну переменную через другую.

2. Подставить полученные выражения и решить его.

3. Подставить найденное значение переменной и вычислить значение второй переменной.

1. Уравнять модули коэффициентов какой-либо переменной.

2. Сложить ( вычесть) получено уравнения системы.

3. Составить новую систему: одно уравнение новое: другое одно из старых.

4. Решить новое уравнение и найти значение одной переменной.

5. Подставить значение найденной переменной в старое уравнение и найти значение другой переменной.

Ответ:  х =_______ ;   у =_______

В работе со слабоуспевающими детьми использую целый арсенал карточек ,, Работай по образцу!” , которые позволяют отработать алгоритм разнообразных действий и математических  операций.

                              Задания по образцу.

1 выражение

2 выражение

Произведение разности этих выражений на их сумму

Разность квадратов этих выражений

с



0,5 х

ав

х







( с − х) (с + х)

(3у - 5в) (3у + 5в)

С − х2

- 25в2

Слабоуспевающие учащиеся выполняют задания с пропусками. Пропускаются ключевые слова, правильное запоминание которых свидетельствует о понимании материала.


Задания с пропусками.

Квадратные корни.

 

  1. .Квадратным корнем из числа а называют число, ___________________ равен а.

  2. При любом а, при котором выражение    имеет смысл, верно равенство ()2 = ___.

  3. Арифметическим квадратным  корнем из числа а называется _____________ , квадрат которого равен ______.

  4. Выражение имеет смысл при __________ .

  5. Корень из произведения неотрицательных  множителей равен_____________ корней из этих множителей.

  6.  = , если а ____; b0.

Использовать тематические таблицы по разным разделам школьного курса. В каждой таблице кратко изложена теория конкретного вопроса ( определения, теоремы, следствия, формулы); приводятся рисунки , графики, а так же примеры решения наиболее принципиальных задач.

Таблицы помогают систематизировать знания, быстро и полно повторить основные моменты той или иной темы.
  1   2   3   4   5

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А. Г. и др iconТема: «Подготовительные материалы и методические рекомендации по...
Характеристика знаний умений и навыков необходимых при решении геометрических задач для государственной итоговой аттестации по математике...

Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А. Г. и др iconАнализ по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Рязанской области в 2013 году, пункта 1 к итоговой аттестации за курс основной школы в досрочный период (с 14 мая по 23 мая 2013...

Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А. Г. и др iconИнструкция для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные...
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования...

Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А. Г. и др iconЧасто задаваемые вопросы Какие изменения планируются при проведении...
Какие изменения планируются при проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах в 2016 году

Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А. Г. и др icon«17» января 20 13 г. №28
Об организации информирования участников государственной (итоговой) аттестации и единого государственного экзамена, их родителей...

Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А. Г. и др iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные неравенства»
...

Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А. Г. и др iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме «Логарифмическая функция»
Урок может быть использован на этапе итогового повторения курса алгебры и начал анализа при подготовке выпускников 11(12) класса...

Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А. Г. и др iconАнализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников...
Государственная итоговая аттестация обучающихся 11 класса в 2016 году состояла из двух обязательных экзаменов по русскому языку и...

Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А. Г. и др iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного образовательного...
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 2014 – 2015 учебного года мбоу «Лицей №35»

Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А. Г. и др icon««Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике»
Библиографический список


Алгебра




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
al.na5bal.ru
..На главную