Всероссийский конкурс «Творческий учитель – 2017» Номинация «Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ» НЕСТАНДАРТНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ Чернышев Э.Н., учитель математики МБОУ СОШ № 3 г.Красный Сулин Ростовская область (eduardlaw@yandex.ru) 2017 Подготовка к ОГЭ по математике является новообразованием образовательной жизнедеятельности подростков. Ведь никогда до этого ими не выполнялся комплекс действий, имеющих длительную протяженность во времени и направленных на достижение значительного по объему и сложности интеллектуального результата. При подготовке к ОГЭ девятиклассникам необходимо:
Опыт показывает, что в течение обучения в 9 классе наибольшего успеха в подготовке к ОГЭ по математике добиваются выпускники, имеющие навыки творческого мышления, опыт конструирования нестандартных идей и свидетельства участия в разнообразных математических конкурсах, олимпиадах и соревнованиях… Учитель призван использовать профессиональные подходы, адекватные образовательным вызовам. Нами осуществляется поиск нестандартных подходов к организации подготовки выпускников к ОГЭ по математике. Цель этих усилий – научить выпускников быть предельно внимательными в использовании математической теории, тщательно анализировать характер объекта и допустимость способов его преобразования. Откуда берутся идеи подходов ? Прежде всего, - из противоречивого характера отдельных математических методов, приемов и средств. Задача учителя - выделить и методически обработать эти противоречия, т.е. создать специфические учебные ситуации, в которых ученик систематизирует свои знания, осуществляет поиск причин и конструирует идеи разрешения проблем. От уравнения – к неравенству Способы решения уравнений основаны на использовании равносильных преобразований, на учете свойств соответствующих функций, их области определения и множества значений. Как известно, для решения дробных рациональных уравнений используются две теоремы о равносильности: 1).Уравнения ![]() ![]() 2). Уравнения ![]() ![]() Пользуясь этими теоремами, авторы методических пособий предлагают при решении дробно рациональных уравнений производить умножение (или деление) обеих частей на выражение, содержащее неизвестную величину. Так, например, дробное рациональное уравнение ![]() решается следующим образом: Область определения уравнения состоит чисел, не равных числам ±3. Умножив обе части уравнения (3) на ![]() ![]() ![]() «Через» область определения можно решить и такое уравнение: ![]() Область определения данного уравнения – множество действительных чисел, кроме чисел ±2. Умножив обе части уравнения (4) на ![]() ![]() откуда получаем уравнение ![]() ![]() ![]() Приведенный способ решения, как правило, легко осваивается и применяется обучающимися. Вместе с тем, изучив решения уравнений, обучающиеся переходят к решению неравенств. И здесь мы предлагаем обучающимся эксперимент: выполнить решение дробного рационального уравнения, используя тот же подход «через» область определения. Итак, решим неравенство ![]() Далее ученик рассуждает по аналогии: область определения неравенства - множество действительных чисел, кроме чисел ±3. Умножив обе части неравенства (5) на ![]() ![]() ![]() Предлагаем ученику решить еще одно неравенство ![]() Рассуждая, как и в предыдущем решении, выясняем, что областью определения данного неравенства является множество действительных чисел, кроме чисел ±2. Умножив обе части неравенства (6) на ![]() ![]() откуда получаем неравенство ![]() ![]() ![]() В чем причина неверного ответа ? В том, что обучающиеся применили свойства равносильности уравнений к решению неравенств. Неравенства также решаются на основе теорем о равносильности неравенств. Пусть имеем функцию ![]() ![]() 1).Неравенства ![]() ![]() 2). Неравенство ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 3).Если ![]() ![]() Пользуясь этими свойствами, неравенства (3) и (4) решаются следующим образом:
Использование описанных противоречивых ситуаций позволяет ученикам осознанно подходить к отбору используемой математической теории, анализировать границы ее применимости; эти компетенции обуславливают качество сдачи выпускниками ОГЭ по математике. Анализ и синтез Основу мыслительной деятельности обучающихся (и это особенно характерно для математического образования) составляют два приема: синтез и анализ. Об этом непосредственно говорит В.А. Гусев, отмечая, что на основе анализа и синтеза «… формируются уже более тонкие виды деятельности: анализ через синтез и синтез через анализ» [4]. Нам представляется чрезвычайно важным целенаправленно и систематически формировать у обучающихся навыки анализа и синтеза при подготовке к ОГЭ. В чем состоит анализ и синтез? В общих чертах тактика выглядит следующим образом:
Имеется некоторое количество публикаций по проблеме обучения школьников навыкам анализа и синтеза, однако, данная работа не актуализируется в контексте подготовки обучающихся к ОГЭ по математике. [1-3, 7] В нашем опыте выделяется деятельность по формированию навыков анализа и синтеза. Покажем это на примере системы обобщенно сформулированных упражнений по теме «Прогрессии» курса алгебры 9 класса.
При выполнении задания № 13 в КИМах ОГЭ обучающемуся необходимо производить анализ каждого утверждения с целью определения его истинности. Здесь важно каждое слово; и не всегда помогает знание формулировок из учебника, ведь зачастую задания формулируются как следствия из изученных теорем и аксиом. Приведем примеры:
Выполнение заданий с использованием приема анализа является эффективным средством подготовки к ОГЭ слабоуспевающих обучающихся. В этом случае мы предлагаем задания на сбор информации, необходимой для решения задачи. Допустим, предлагается задача ( «Найти больший угол равнобедренной трапеции ABCD, если диагональ AC образует с основанием AD и боковой стороной AB углы, равные 36о и 53о соответственно. Ответ дайте в градусах» [6]. Обучающийся составляет список теории, которая может быть использована в решении задачи (определение трапеции, определение равнобедренной трапеции, определение диагонали многоугольника, значение суммы углов трапеции, значение суммы углов трапеции при боковой стороне и др.); затем обучающийся находит ответы на эти вопросы и переходит к синтезу через анализ, т.е. к сведению в единое решение первоначально бессвязных фактов. Использование разнообразных приемов подготовки обучающихся к ОГЭ, их интерпретация с точки зрения надпредметных и общепредметных компетенций, конструирование и апробация авторских дидактических материалов, позволяют добиваться высокого уровня сдачи ОГЭ нашими выпускниками, их готовности и мотивированности к продолжению математического образования. Литература
Чернышев Э.Н. Нестандартные подходы к организации подготовки выпускников к ОГЭ по математике. Страница |
![]() | Теоретико-методологические основы и педагогические условия формирования понятия «одаренный ребенок» | ![]() | Подготовка к егэ по информатике ч Информация, сс, пк подготовка к егэ по информатике ч Программирование |
![]() | Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в учреждениях профессионального образования | ![]() | Егэ и огэ 2014 года не возможна без изучения одного из них. С каждым годом геометрическим заданиям отводится все больше места в контрольно-измерительных... |
![]() | Образовательная: повторить понятия: логическая переменная, логические операции, сформировать умения применения логических операций;... | ![]() | Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях |
![]() | Здесь публикуется много материалов о егэ и тестовых технологиях в образовании в целом, в том числе есть демо-версии егэ с 2004 г.... | ![]() | Автор: Дениско Татьяна Николаевна, учитель математики мбоу сош №15, I категория |
![]() | Огэ, разработал план-график подготовки школы к огэ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы.... | ![]() | «Проблемный диалог или как открывать знания с учениками». Вопросы данной технологии широко рассматривается в методической литературе,... |