![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Кафедра математики и естественных дисциплин Курсы повышения квалификации Проблема: «Конструирование процесса обучения математике, ориентированного на ребенка, в логике ФГОС» Технология разработки в логике ФГОС рабочей программы по теме «Решение уравнений» Авторский коллектив Научный руководитель, автор идеи и технологии: Зевина Любовь Васильевна – заведующий кафедрой математики и естественных дисциплин ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат педагогических наук, доцент, Master of education, ведущий консультант по вопросам развития региональных систем образования (подробно http://roipkpro.ru/fcpro-kons/1843-voproskons.html) Учителя математики: Сергеева Лилия Александровна учитель математики МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ (I категория, стаж 19 лет Весёловский район), Плешакова Людмила Ивановна – учитель математики МБОУ Греково-Степановской СОШ (высшая категория, стаж 22 года Чертковский район), Апрель 2014 год 1 этап. Оценочно-ценностная рефлексия нормативно - методической документации в логике ФГОС: основные результаты и выводы 1.1 Требования к математической подготовке обучающегося в 6 классе и выпускника основной школы Требования к математической подготовке обучающегося в 6 классе
Уровень обязательной подготовки (УОП) обучающегося (использованы в качестве методического ориентира материалы «Требования к математической подготовке», Примерная программа, Москва, Просвещение, 1994г.):
(типа ax + b = cx + d);
Уровень возможностей (УВ) обучающегося (Сборник заданий для проведения письмен. экзамена по алгебре за курс основной школы.9 класс/ Кузнецова Л.В., Дрофа, 2003г., стр. 155, 157, степень сложности 2):
Требования к математической подготовке выпускника основной школы по теме «Решение уравнений» 1.Вербальная форма описания требований к уровню обязательной подготовки выпускника
2.Описание требований к подготовке выпускника на языке « математических задач» Уровень обязательной подготовки выпускника (Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс, Дрофа, 2001, используемый в ходе аттестации выпускников основной школы за курс алгебр в традиционном формате):
Аналогичные задания – в методических ориентирах:
Уровень возможностей выпускника (Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс, Дрофа, 2002): Уравнения
Аналогичные задания – в методическом ориентире:
Стр.102. Вывод 1. В требованиях к уровню обязательной подготовки выпускника указано, что выпускник должен знать и понимать, как используются уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач; Уметь: решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы. В требованиях к математической подготовке обучающихся отмечено, что выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Вывод 2. Из вышесказанного следует необходимость отсроченности результатов во времени и поэтапности в предъявлении обязательных требований к подготовке каждого обучающегося, чтобы он смог к окончанию 9–ого класса осознанно овладеть прочной базовой математической подготовкой. Контрольные работы по данной теме в дидактических материалах по алгебре не учитывают этот факт. Вот почему в школьной практике современному учителю, заботящемуся о хорошем конечном результате, необходимо разработать соответствующую систему контроля математической подготовки школьников на основании оценочно-ценностной рефлексии нормативно – методической документации в логике ФГОС. Представим обоснование этому факту. 2.1 Экспертная оценка авторской контрольной работы по теме «Решение уравнений» (Уроки по курсу математика-6, М.П.Нечаев к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова, Мнемозина,2006г) Краткое обозначение источников информации:
Рецензия на авторскую контрольную работу по теме «Решение уравнений» «Контрольные работы. Математика 6 класс. В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Мнемозина, 2006г Данная контрольная работа содержит 9 заданий, в том числе: - 6 заданий 66,7 % - УОП - 3 задания 33,3% - УВ - 0 задания 0% -для одаренных детей. Структура и содержание работы способствуют формированию у учащихся базовой математической подготовки, однако не в полной мере отвечают цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Контрольная работа содержит материал, соответствующий базовому уровню математической подготовки обучающегося, включает материал на этом уровне в соответствии с требованиями к подготовке выпускника, не нарушая педагогический принцип отсроченности результата во времени и поэтапность в предъявлении требований к подготовке обучающегося в данном классе и выпускника основной школы. Однако в результате изучения курса математики 6 класса учащиеся должны: усвоить алгоритм решения уравнений первой степени (типа ax + b = cx + d) и, используя определение корня уравнения, уметь записывать ответы для уравнений, не имеющих корней, и уравнений со множеством корней. В данной контрольной работе отсутствуют задания, позволяющие выяснить усвоение вышеуказанных навыков по данной теме, а так же задания для развития одаренности обучающихся. Так как, именно осознанное достижение уровня обязательной подготовки обеспечивает школьнику успешное продвижение в освоении материала на более высоком уровне, то данная контрольная работа не является нормативно-обоснованной и не позволяет сделать выводы о выполнении государственных требований (достижения учащимися уровня обязательной подготовки). Вывод. Отсюда вытекает необходимость в составлении учителем нормативно-обоснованной контрольной работы в логике ФГОС, учитывающей вышеназванный принцип и поэтапность требований к математической подготовке школьника. На основании анализа всего вышеперечисленного можно сформулировать цель данной темы и спроектировать ее реализацию в образовательном процессе в логике ФГОС следующим образом. 2 этап Постановка цели и проектирование процесса ее реализации Пояснительная записка Рабочая программа по теме «Решение уравнений» к учебнику «Математика». Учебник для общеобразовательных учреждений 6 класс. Авторы Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А. С., Шварцбурд С.И.-М.: Мнемозина, 2009. Нормативно-методические документы, обеспечивающие реализацию программы:
Тема «Решение уравнений» изучается 16 часов. Раздел математики. Сквозная линия.
Основное содержание темы: Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений. Цель в логике ФГОС: Организация в процессе изучения данной темы продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов: Личностные приобрести или реализовать: 1. Ответственность, инициативность, находчивость, активность при решении математических задач. 2.Трудолюбие, усидчивость, заинтересованность. 3.Любознательность, стремление к самостоятельности в поисках дополнительных источников информации. 4.Критичность мышления.
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Предметные:
Краткое обозначение источников информации:
Тематическое планирование в логике ФГОС Фрагмент Глава 2.Рациональные числа. Тема «Решение уравнений» - 16 ч.
Обозначения: (зеленый треугольник) – учебный материал, обязательный для усвоения каждым школьником (инвариант содержания; УОП); (желтый квадрат) – учебный материал, который могут усвоить обучающиеся (инвариант содержания; УВ); (красный круг) – учебный материал, который могут усвоить одаренные в математике школьники (вариатив содержания или дополнительный материал, УВ*). (желтый квадрат с зеленым треугольником внутри) – учебный материал, усвоение которого является УОП для выпускника основной школы, но является УВ для восьмиклассника (педагогический принцип отсроченности результатов во времени). Нормативно – обоснованная контрольная работа в логике ФГОС Пояснения к контрольной работе по математике для 6 класса по теме «Решение уравнений» Структура контрольной работы Работа состоит из трёх частей и содержит 22 задания разной степени сложности. Задания типа А –УОП Задания типа В – УВ Задания типа С – задачи повышенной сложности. Проверяемые элементы:
Часть I содержит 12 заданий базового уровня: 9 заданий с выбором верного ответа и 3 задания с кратким ответом. Часть II содержит 5 заданий с развернутым ответом, соответствующих уровню возможностей и доступных учащимся, хорошо успевающим по математике. Часть III содержит 5 заданий с развернутым ответом, в том числе 3 задачи, соответствующих уровню возможностей, но доступных учащимся с высоким уровнем математической подготовки, любящим занятия математикой (задачи повышенной сложности и олимпиадные), и 2 занимательные задачи, для решения которых не требуется специальных математических знаний, а лишь смекалка. Порядок проведения работы На выполнение данной работы даётся 70 минут. Проводится работа в два этапа. При этом реализуется основной принцип итоговой аттестации в основной школе: успешное выполнение заданий второй части работы не компенсирует отсутствие результата выполнения заданий первой части. Оценивание осуществляется способом «сложения». На первом этапе в первый день в течение 35 мин учащиеся выполняют только первую часть работы (один вариант для всех) и сдают тетради, выписав ответы в рабочую тетрадь. В оставшиеся 10 минут урока (урок длится 45 минут) после сдачи учащимися контрольных работ проводится проверка ответов и устанавливается, кто из школьников не преодолел «порог» (50% верно выполненных заданий первой части), позволяющий получить положительную отметку. Проводится анализ возможных причин затруднений школьников и допущенных ошибок. На втором этапе во второй день в течение 35 минут (оставшиеся 10 минут после сдачи тетрадей идет проверка ответов) учащиеся, не прошедшие «порог» в первый день, вновь пытаются это сделать, решая задания первой части (другой вариант). Остальные учащиеся выполняют задания второй и третьей части работы (один вариант). При этом некоторые из них могут попытаться улучшить результат выполнения заданий первой части (другой вариант). Оценивание Правильное решение каждого из заданий 1-12 части I контрольной работы оценивается 1 баллом. Полное правильное решение каждого из заданий II части оценивается следующим образом: 1,2,3 – по 2 балла; 4, 5 – по 3балла; III часть: 1-5 - по 4 балла. Максимальное количество баллов 44. Для получения положительной отметки необходимо преодолеть «порог», то есть выполнить верно не менее шести заданий первой части контрольной работы. Это отвечает минимальному уровню подготовки, подтверждающему освоение учеником 6 класса содержания основной общеобразовательной программы по данной теме. К каждому заданию с развёрнутым ответом, включённому в контрольную работу, учащимся может быть предложено несколько способов решения, за каждый из которых даётся бонус – дополнительный балл. Предполагается, что такой подход даёт возможность учащемуся - проконтролировать себя, подтвердив правильный ответ, решая задачу другим способом, или обнаружить ошибку в решении при несовпадении ответов (опыт рефлексивной деятельности - метапредметный результат); - проявить оригинальность мышления и математические способности (личностный результат); проверяющим выявить учащихся, обладающих способностями мыслить творчески, оригинально, критично; а также математически одаренных детей. Нормы оценивания Для оценивания результатов выполнения работы применяются два количественных показателя: отметки «2», «3», «4», или «5» и рейтинг – сумма баллов за верно выполненные задания. За задание, выполненное несколькими способами, начисляются бонусы (дополнительные баллы) – по одному баллу за каждый способ решения. За каждое верно выполненное задание базового уровня (части I) начисляется 1 балл. Отметка «3» выставляется за верное выполнение части работы, соответствующей базовому уровню подготовки (УОП) учащихся, т.е. за выполнение 50% - 80% заданий А ( 6-10 заданий – 6-10 баллов). Тем самым задается динамика достижений обучающихся на базовом уровне. За выполнение менее 50% заданий А ставится оценка «2». Отметка «4» выставляется за выполнение 90 - 100% заданий УОП или за выполнение 90 -100% заданий А и одного или двух заданий УВ (от 11 до 16 баллов). Тем самым задается динамика достижений обучающихся на повышенном уровне. Для получения отметки «5» необходимо верно выполнить 90%-100% заданий части I и любые 2 задания (одно из которых трехбалльное) части II. Кроме того, за каждые дополнительные 4-5 баллов (каждые две дополнительно решенные задачи из части II или одну задачу из части III) ученик получает дополнительно отметку «5» (это личностный результат). Тем самым задается динамика достижений обучающихся на высоком уровне, поощряется стремление к оригинальности решения математических задач, то есть к достижению личностного результата. *Замечание для учителя: Шкала оценивания учитывает, что ученик должен иметь право на ошибку в процессе учения, как любой человек в стрессовой ситуации, которой, как показывает практика, традиционно является урок контроля. Инструкция по выполнению работы для обучающегося** Работа состоит из трёх частей и содержит 26 задания. Часть I содержит 12 заданий базового уровня: 9 заданий с выбором верного ответа и 3 задания с кратким ответом. Задания части I считаются выполненными, если указана буква верного ответа (в заданиях 1-9); дан верный ответ (в заданиях 10-12). При этом ответ верно обоснован*** любым способом (приведена цепочка логических умозаключений; даны контр-примеры, представлено кратко или полностью письменное решение и др.). Часть II содержит 7 заданий с развернутым ответом, соответствующих уровню возможностей и доступных учащимся, хорошо успевающим по математике. При их выполнении надо записать полное решение и ответ. Часть III содержит 7 заданий с развернутым ответом, в том числе 4 задачи, соответствующих уровню возможностей, но доступных учащимся с высоким уровнем математической подготовки, любящим занятия математикой (задачи повышенной сложности и олимпиадные), и 2 занимательные задачи, для решения которых не требуется специальных математических знаний, а лишь смекалка. На выполнение контрольной работы даётся 70 минут. Проводится работа в два этапа. При этом следует учесть, что успешное выполнение заданий второй части работы не компенсирует отсутствие результата выполнения заданий первой части. Оценивание осуществляется способом «сложения». Для получения положительной отметки необходимо преодолеть «порог», то есть выполнить верно не менее шести заданий первой части контрольной работы. На первом этапе в первый день в течение 35 мин учащиеся выполняют только первую часть работы. В оставшиеся 10 минут урока после сдачи учащимися контрольных работ проводится проверка ответов и устанавливается, кто из учащихся не преодолел «порог», позволяющий получить положительную отметку. Проводится анализ возможных причин затруднений школьников и допущенных ошибок. На втором этапе во второй день в течение 35 минут учащиеся, не прошедшие «порог» в первый день, вновь пытаются это сделать, решая задания первой части (другой вариант). Остальные учащиеся выполняют задания второй и третьей части работы. При этом некоторые могут попытаться улучшить результат выполнения заданий первой части. Советуем для экономии времени пропускать задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходить к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если у вас останется время. На контрольной работе разрешается пользоваться: - рабочими тетрадями; - справочным материалом; - таблицами и схемами; - учебником и другой методической литературой. Запомните: Не стоит тратить много времени на поиск нужной информации вокруг. Поищите её в ячейках собственной памяти. Это может дать более продуктивный результат. Стратегия поведения на контрольной работе
А - начинаю решать контрольную работу с самых простых заданий, чтобы оставшееся время потратить на более сложные. Б - начинаю решать более сложные задания контрольной работы, а оставшееся время я трачу на простые и легкие задания. В - решаю все задания контрольной работы подряд, не пропуская ни одного задания. Г - решаю задания контрольной работы подряд, а те задания, которые вызывают затруднения, пропускаю и возвращаюсь к ним только в конце. Д - иная стратегия (опишите)____________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ После проверки контрольной работы обдумайте, правильную ли стратегию вы выбрали, и помогла ли вам она в достижении желаемых результатов. Будете ли вы пользоваться этой стратегией всегда или смените её? Напишите свои выводы. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________
Советуем для экономии времени пропускать задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходить к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если у вас останется время. Желаем успеха! * *Замечание для учителя С данной инструкцией необходимо ознакомить школьников до проведения контрольной работы. Инструкция и текст работы выдаются каждому школьнику. ***Замечание для учителя Полугодовые и годовые работы по объему контролируемого содержания намного превосходят текущие контрольные работы, поэтому в них не требуется обоснование ответа в заданиях первой части. В текущих же – это важный элемент контроля, поскольку на этом этапе учения важен не столько верный ответ, сколько путь к нему. Контрольная работа по математике для 6 класса по теме «Решение уравнений» Часть 1 В заданиях А1- А9 – укажите букву верного ответа из числа предложенных. Ответ постарайтесь обосновать письменно различным способами (ссылка на определение; проведенное решение; цепочка логических умозаключений; пример; контрпример; картинка; график и т.п.) В заданиях А10- А12 – представьте кратко или полностью решение. А1.Упростите выражение: -5b 2,4c.
А2. Раскройте скобки: -p(-x + 2y – 4,6).
А3. Приведите подобные слагаемые: - 4х + 11y - 5y - 8x.
А4. Раскройте скобки и упростите выражение: -(7,2 – y) + (-y + 1,6).
А5. Выполните перенос слагаемых, содержащих неизвестное, в левую часть уравнения: 2х = 18- 5х+4х а) 2х+5х+4х=18; б) 2х +5х-4х= -18; в) 2х+5х-4х= 18; г) 2х-5х-4х=18. А6. Укажите число, которое является корнем уравнения 7х + 3 = 30 - 2х. а) 3; б) 6; в) -3; г) 3,3. А7. Является ли число 0 корнем уравнения 4,5 - 2х = х +4,5. а) да; б) нет. А8. При каком значении а верно равенство 8а +19а – 25а = 3,6 а) 8; б) -1,8; в) 1,8; г) -0,2 А9. Найдите корень уравнения = 6 среди данных чисел. а) 0,5; б) 5; в) -5; г) 3. А10. Решите уравнение х +12 = 5. Ответ:____________ А11. Найдите корень уравнения -2х = -7 Ответ:____________ А12. Найдите значение х из уравнения 9х +4 = 48 – 2х. Ответ:____________ Часть 2 В1. [2 балла]. Составьте разность выражений a-b и a-b-m и упростите её. Ответ:____________ В2. [2 балла]. Решите уравнение: 3 – 5(х + 1) = 6 – 4х Ответ:____________ В3. [2 балла]. Решите уравнение: 5(2 + 1,5х) – 0,5х = 24 Ответ:____________ В4. [3балла]. Решите уравнение: Ответ:____________ В5. [3балла]. Решите уравнение: . Ответ:____________ В6. [3балла]. Решите задачу с помощью уравнения. В волейбольной и баскетбольной секциях занимается 132 школьника. Число волейболистов относится к числу баскетболистов, как 5 к 6. Сколько школьников занимается в каждой секции? Ответ:____________ В7. [3балла]. Решите задачу с помощью уравнения. Смесь сухофруктов состоит из яблок, изюма и чернослива. Чернослива в 1,6 раза больше, чем яблок, а изюма на 0,2 кг больше, чем яблок. Сколько чернослива в 2 кг смеси? Ответ:____________ Часть 3 Задачи повышенной сложности и олимпиадные задачи С1. [4балла]. Известно, что в данном уравнении x=2. Какое число пропущено в уравнении? (x+…)(2x+3)-(x+5)(2x+1)=133 С2.[4балла]. Известно, что ![]() С3.[4балла]. После повышения цен на 20% альбом стал стоить 96 рублей. Сколько стоил альбом до повышения цен? С4.[4балла]. В одном ящике было в 7 раз больше апельсинов, чем в другом. Когда из первого ящика взяли 38 апельсинов, а из другого – 14, то во втором осталось на 78 апельсинов меньше, чем в первом. Сколько апельсинов было в каждом ящике сначала? Занимательные задачи С5.[4балла]. Задача. Сколько весит рыба? Рыбак поймал рыбу. Когда у него спросили, сколько веси пойманная рыба, он сказал: «Я думаю, что хвост её весит 1 кг, голова весит столько, сколько хвост и половина туловища, а туловище – сколько голова и хвост вместе». Сколько же весит рыба? С6.[4балла]. Задача. Алиса в стране чудес. Алисе попалось два гриба. Откусишь от одного, вырастешь. От другого откусишь - уменьшишься. Алиса откусила от первого… и выросла в шесть раз. Она уже не вмещалась в комнате и быстро схватилась за другой гриб. Откусив от этого волшебного гриба, она уменьшилась втрое. Скажи-ка, что вышло в конечном счёте? Уменьшилась или выросла Алиса против своего настоящего роста и во сколько раз? С7.[4балла]. Задача. Ключи и чемоданы. Имеются три ключа от трёх чемоданов с разными замками. Достаточно ли трёх проб, чтобы подобрать ключи к чемоданам? |
![]() | «Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий» | ![]() | Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования |
![]() | Независимо от того, в какой отрасли знания получены числовые данные, они обладают определенными свойствами | ![]() | Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской... |
![]() | Икт для обучения, воспитания, развития учащихся, рациональное использование икт для обеспечения профессиональной деятельности, повышения... | ![]() | Она и республики, сдают выпускной экзамен по математике в форме егэ. За эти годы мною накоплен определенный опыт по подготовке учащихся... |
![]() | Мбоу «Марьяновская школа» (далее учреждения) в зависимости от уровня квалификации, сложности и качества выполняемых работ | ![]() | Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя математики маоу «лиит №36» города Набережные Челны |
![]() | Программа дляобщеобразовательных школ и школ с расширенным изучением отдельных пердметов | ![]() | ... |