Программы оценки качества школьного образования в РФ


al.na5bal.ru > Математика > Документы
Программы оценки качества школьного образования в РФ.

С октября 2008 г. Россия вошла в число стран, которые объединяются в сфере образования, приняв программу «Russia Education Aid for Development» [1] (READ, «Содействие образованию в целях развития»). Правительство РФ и Международный банк реконструкции и развития приняли программу для стран с низким доходом. Целью этой программы было повысить качество образования и улучшить результаты обучения. Лозунг этой программы – «Когда дети учатся, нации процветают». В рамках программы осуществляются инициативы, направленные на повышение качества образования: формирование корпуса экспертов международного уровня для оценки качества образования, создание адекватной образовательной политики на основе принятия управленческих решений. Московская высшая школа социальных и образовательных наук осуществляет подготовку специалистов по программе «Менеджмент в сфере образования» со специализацией «Оценка качества образовательных систем». В рамках «Russia Education Aid for Development» в России ввели международные программы оценки качества образования.

TIMSS создана для измерения образовательных достижений школьников 4-х и 8-х классов в целях улучшения преподавания математики и естественных наук. Это исследование проводится четырехлетними циклами с 1995 г. Исследование было проведено в 2011 г. [2] и в перспективе будет проведено 2015 г. TIMSS организует международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Education Achievement). Это независимая международная организация, работает с 1959 г. представляет собой сообщество научно-исследовательских центров: Служба тестирования в области образования США, Канадский центр статистики, Секретариат международной ассоциации по оценке образовательных достижений Нидерландов, Центр обработки данных Международной ассоциации по оценке образовательных достижений Германии и др. В России за данное исследование отвечает Центр оценки качества образования Института содержания общего образования Российской академии образования, Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. TIMSS направлен на выявление динамики образовательных результатов на конец начальной школы и на конец средней школы. TIMSS – самое масштабное исследование по количеству стран и по количеству учеников. TIMSS – самое долгосрочное исследование. TIMSS является пятым исследованием рейтинге в рамках программы IEA. Разработчики сохраняют принципы исследования учебных достижений на протяжении десятилетий. Страны могут посмотреть динамику учебных достижений за долгий период времени. Результаты исследований опубликованы в энциклопедии «Образовательная политика и учебная программа в области математики и науки». Результаты помогают понять различия в преподавании математики и естественных наук в разных странах. Особое внимание уделено выходным результатам школьников 8-х классов. TIMSS связана с содержанием предмета и изучаемыми темами, исходя из этого, можно выявить степень соответствия содержания учебного предмета каждой из стран-участниц. Тестовые задания представляют собой вопросы по математике и по естествознанию. Задания делятся на задания с выбором ответа и на задания со свободным ответом, удельный вес заданий со свободным ответом повысился – это отражает тенденцию в составлении тестов, где отдается предпочтение свободному ответу. Российские школьники хуже всего справляются с заданиями по теории вероятности, которая более полно отражена в школьной программе США и Канады. Не смотря на это, российские школьники показывают результаты, значительно превосходящие средние международные показатели.

Международное исследование PIRLS [3] (Progress in International Reading Literacy Study) направлено на изучение качества чтения и понимания текста. Проводится международной ассоциацией по оценке учебных достижений. Эта ассоциация входит в международную организацию, которая проводит TIMSS. Первое исследование PIRLS было проведено в 2001 г., второе в 2006 г, третье в 2011 г. Целью этого исследования была проверка результатов грамотности чтения учащихся 4-х классов. PIRLS опирается на национальные исследовательские центры. Исследование оценивает такие вторичные факторы как домашние виды деятельности, читательские привычки и отношение к чтению, школьные программы и организация обучения, учительская квалификация и методы обучения.

Международная программа оценки образовательных достижений учащихся PISA [4] (Programme for International Student Assessment) проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development). PISA создана для измерения ключевых компетентностей школьников пятнадцати лет и определения нужности знаний для последующей жизни. PISA проводится раз в три года, первое исследование проведено в 2000 г. Предметные области PISA – чтение, математика, естественные науки. С 2003 г. введено ещё одно направление тестирования – способность решать различные проблемы. Задания включают в себя отдельный текст и вопросы к нему. Более половины вопросов предполагают свободный ответ, вопросы с готовыми вариантами составляют 30%, вопросы с творческими ответами – 12 %. В международном мониторинге превалируют задания по математике: 54 задания по математике (всего 85 вопросов), 8 заданий по чтению (всего 28 вопросов), 13 заданий по естествознанию (всего 35 вопросов) и 10 заданий по решению проблем (всего 19 вопросов). Международный консорциум состоит из Нидерландского национального института педагогических измерений, Службы педагогического тестирования США, Национального института исследований в области образования Японии и др. Руководит работой международного консорциума Австралийский совет педагогических исследований (Australian Council for Education Research). PISA оценивает общеучебные достижения учащихся 15-и летнего возраста. Основная цель мониторинга PISA: оценка useful knowledge, полученных в школе. Также оцениваются вторичные факторы: семьи учащихся, дополнительная информация о самих учащихся, характеристика системы образования. У программы PISA есть критики, которые считают исследование некорректным, т.к. оно основано не на школьной программе, а на возможности детей решать нестандартные задачи и владение детьми нерутинной когнитивной группой навыков. Исследование PISA показало, что

российские школьники не могут применить научные знания на практике.

С 1995 г. РФ является регулярным участником перечисленных международных исследований. РФ не имела системы национального оценивания, и международные исследования заняли эту нишу.

Программа оценки уровня математической подготовки школьника «Кенгуру» также международное исследование, которое вышло из национального оценивания математических навыков школьников Австралии. В 1991 г. исследование было проведено во Франции, а в России оно проводится с 1994 г. по инициативе Санкт-Петербургского Математического общества. Начиная с 1995 г., проведением конкурса руководит Российский оргкомитет, созданный в Санкт-Петербурге при Институте продуктивного обучения Российской академии образования. Деятельность оргкомитета поддерживается Санкт-Петербургским Математическим обществом и Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена. Непосредственную организационную работу взял на себя Центр технологии тестирования «Кенгуру плюс» [5]. На начальном этапе исследование представляло собой конкурс, который оценивал учебные умения по математике учеников 2-10 классов, содержал 3 раздела, один из которых был представлен нестандартными задачами. С 2003 г. осуществляется мониторинг выходных знаний выпускных классов школ. С 2008 г. конкурс перерос в мониторинг математической подготовки выпускников начальных классов. С 2006 г. осуществляется мониторинг выходных знаний учеников средней школы. Также осуществляется входной контроль знаний в 5 и 7 классах.

В мониторинг включены задания по алгебре и анализу, по геометрии. В мониторинге наблюдается большой удельный вес заданий, которые проверяют навыки логических рассуждений.

На современном этапе «Кенгуру» не только конкурс-аналог олимпиады для всех учащихся, но и масштабный проект оценки математических знаний и умений.

С 2000 г. ежегодно проводится международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» [6]. Конкурс курирует Институт лингвистики РГГУ, г. Москва. Задания представляют собой вопросы с выбором ответа, заданий со свободным ответом нет. Конкурс пока не является программой по оценке лингвистических знаний учащихся, но организаторами ведется статистика правильных ответов, что является первой ступенью к созданию национальной программы оценки лингвистических умений.

С 2006 г. на всей территории РФ проводится ЕГЭ [7], который с 2009 г. является основной формой государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы в Российской Федерации. Программа контролирует выходные знания школьников выпускных классов. Вопросы тестов основаны на школьной программе. ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. С 2011 г. предпринимаются попытки создать региональные системы оценки качества образования, в том числе и учебных умений и навыков учащихся. Мотивируются такие попытки несовершенством ЕГЭ, различием целей и задач ЕГЭ и любой другой системы оценки качества обученности.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы предполагает создание независимой национальной оценки качества образования. Министерство образования разработало методические рекомендации по системе оценки качества от 14.10.2013 г. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки до 2008 г. Болотов В.А., вице-президент Российской академии образования [8] ставит перед будущим национальным проектом оценки качества образования, следующие задачи:

1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.

2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).

3. Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.

Предлагается комплексный подход для создания оценки качества образования в РФ, который будет включать анализ всех полученных данных. [9]

1 Россия содействия образованию в целях развития целевого фонда: http://www.minfin.ru/


2 TIMSS 2011 Международные результаты в области математики. http://timssandpirls.bc.edu/

3Международная ассоциация по оценке школьной успеваемости. http://timssandpirls.bc.edu


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программы оценки качества школьного образования в РФ iconПояснительная записка основная задача модернизации российского образования...
Основная задача модернизации российского образования – обеспечение нового качества школьного образования. В свете модернизации школьного...

Программы оценки качества школьного образования в РФ iconФормирование и развитие мониторинга образования, система оценки качества...
План работы городского методического объединения учителей математики и информатики на 2015/2016 учебный год

Программы оценки качества школьного образования в РФ iconСправка по результатам анкетирования оценки отношения учащихся к учителю математики
Утверждение результатов проведения процедуры общественной оценки деятельности учителя математики Алибурды Н. Г

Программы оценки качества школьного образования в РФ icon«Использование тестов в процессе обучения математике»
Элементами общей человеческой культуры являются определённый объём математических знаний, владение характерными для математики методами,...

Программы оценки качества школьного образования в РФ iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Программы оценки качества школьного образования в РФ iconОсновная образовательная программа начального общего образования 2011 – 2015 учебный год
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Программы оценки качества школьного образования в РФ iconОбразовательная программа среднего общего образования муниципального...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования

Программы оценки качества школьного образования в РФ iconСценарий общешкольного события «День качества»
Неформальной целью Дня Качества является получение возможностей проявить себя и увидеть реальные достижения других

Программы оценки качества школьного образования в РФ iconРабочая программа по алгебре для 9 «-» класса составлена на основе...
По авторской программе выделено 175 часов, из расчёта 5 часов в неделю. Из школьного компонента оу выделен 1 час для расширения программы...

Программы оценки качества школьного образования в РФ iconСреднего профессионального образования
Контрольно-измерительные материалы (ким) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу...


Алгебра




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
al.na5bal.ru
..На главную