Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней»


al.na5bal.ru > Математика > Урок

227-275-197 Преподавание математики.
Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней».
Учитель математики МБОУ СОШ №6 г. Железнодорожного Московской области Лодина Виолетта Сергеевна.


На занятии изучается методика решения уравнений высших степеней. Рассматриваются два метода: разложение на множители и замена переменной. Понижение степени уравнений с помощью деления многочленов по схеме Горнера и приведение различных уравнений к замене переменной. Дана историческая справка исследования уравнений высших степеней. Представлена презентация урока.

Метод разложения на множители.





















=

=





0

Этот метод основан на применении теоремы Безу. Если число является корнем многочлена степени n, то его можно представить в виде , где Q(x)-многочлен степени (n-1).Теорема Безу: “Остаток от деления многочлена Р(х) на двучлен равен , т.е. значению многочлена при Таким образом, если известен хотя бы один корень уравнения Р(х)=0 степени n, то с помощью теоремы Безу можно свести задачу к решению уравнения степени (n-1), понизить степень уравнения. Теорема. Пусть несократимая дробь является корнем уравнения с целыми коэффициентами, тогда число p – является делителем свободного члена , а q делителем старшего коэффициента . У многочлена с целыми коэффициентами целые корни являются делителями свободного члена. Таким образом, зная корень многочлена, его легко разложить на множители, т.е. разделить P(x) на ( “углом” или по схеме Горнера. Схема Горнера

,=-корень многочлена.

Пример №1. Решение. Выпишем делители свободного члена

,

Понизим степень уравнения делением многочленов в столбик «углом»











4

Разложим на множители

Ответ

Решить самостоятельно.

Пример № 2

Пример № 3

Понижение степени по схеме Горнера.

Пример №4

Решение. Найдем делители свободного члена ,




1

3

-24

17

3




1

1

4

-20

-3

0



3

1

7

1

0






Разложим на множители

Пример №5






1

-1

-8

14

1

-13

6




1

1

0

-8

6

7

-6

0



-1

1

-1

-7

13

-6

0






2

1

1

-5

3

0









-3

1

-2

1

0












Разложим на множители

Ответ

Пример№64 – 7х3 – 3х2 + 5х – 1 = 0, p = ± 1, q = 1;2 = ± 1; ± 2; ±




2

-7

-3

5

-1




1

2

-5

-8

-3

-4

не корень

-1

2

-9

6

-1

0



0,5

2

-8

2

0






(х + 1)(х – 0,5)(2х2 – 8х + 2) = 0

х2 – 4х + 1 = 0 D/4 = 4 – 1 = 3 x = 2 ±

Решить самостоятельно.

Пример №7

Пример №8

Замена переменной.


Пример №9

Введём замену

,



1.Возвратные уравнения





- Возвратное симметричное, если и т.д. 1)Для нечетных возвратных многочленов справедлива теорема: “ Всякий возвратный многочлен нечетной степени имеет корнем х=-1. Затем схема Горнера.
2)Возвратное уравнение 4-й степени Делим на

Получим замену

Пример №10

Делим на , получим

,



Решить самостоятельно.

Пример №11

Пример №12 12
2.Однородные уравнения.

Делим на ,



, получим замену



Пример №13 Делим на , получим

2+ ,



Решить самостоятельно.

Пример №14

3.Уравнения

Если выполняется одно из условий , то выполняется замена переменной.

Пример №15 2+1=-3+6



, ,



Решить самостоятельно. Пример №16

4.Уравнения , приводим к замене



Делим числитель и знаменатель на х ,

Пример №17

, 2 ,



Решить самостоятельно. Пример №18

5.Биномиальные уравнения

, замена , получим . Применяем формулу бинома Ньютона



Пример №19 ,

,

,

,

Решить самостоятельно. Пример №20 ,

Домашнее задание


Пример № 2

Пример № 3

Пример №7

Пример №8

Пример №11

Пример №12 12

Пример №14

Пример №16

Пример №18

Пример №20 ,

Историческая справка

КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ


    1. Индийский ученый Брахмагупта (VIIв) – правило решений квадратных уравнений.

    2. После трудов Нидерландского математика А.Жирара (1595-1632г.), а также Декарта и Ньютона способ решений квадратных уравнений принял современный вид.

    3. Ф. Виетт (1591г.) – зависимость корней от коэффициента.

КУБИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ х3+рх +q = 0

    1. Сципион Даль Ферро (1465-1526г.) и его ученик Фиори.

    2. Н. Тарталья (1499-1557г.) – не опубликовал своих трудов.

    3. Д. Кардано (1501-1576г.), «Великое искусство, или о правилах алгебры» - узнал об открытии Тартальи.

Формула корней кубического уравнения (формула Кардано)



х3+х - 1 = 0

р=1 q= -1


УРАВНЕНИЯ 3-й и 4-й СТЕПЕНИ


    1. Ученик Кардано Л.Феррари (1522-1567г.)-метод решения уравнения степени.

    2. Р.Бомбелли (1530-1572г.)- полное исследование кубических уравнений.

    3. Ф.Виет (1540-1603г.)- полное изложение вопросов, связанных с решением уравнений и степени.

УРАВНЕНИЯ 5-й СТЕПЕНИ


    1. Норвежский математик Н. Абель (1802-1829г.)- доказал, что в общем случае корни уравнений степени и более высоких степеней не могут быть выражены через радикалы.

    2. Французский математик Э. Галуа (1811-1832г.) выделил класс алгебраических уравнений, которые разрешены в радикалах.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней» iconУрок алгебры в 9 классе по теме: «Подготовка к гиа по математике-...
Основной способ проведения урока – урок сочетания различных форм занятий, включает в себя также практическое занятие с открытым выходом...

Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Название работы: Урок алгебры в 7 классе «Функции у = х2, у = х3 и их графики. Графический способ решения уравнений»

Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней» iconУрок по математике в 5 классе по теме
Образовательные систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Умножение и деление натуральных чисел»; применение свойств умножения...

Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней» iconКонспект урока алгебры в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений»
Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать...

Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней» iconУрок алгебры в 9 классе по теме «Примеры комбинаторных задач»
Воспитывать умение выделять наиболее существенные моменты при выборе способа решения задачи

Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней» iconРабочая программа элективного курса: «Нестандартные способы решения...

Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней» iconУрок по теме: «Умножение и деление степеней»
Педагогическая цель: •ученик научится различать свойства умножения и деления степеней с натуральным показателем; применять эти свойства...

Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней» iconКаждый ученик знает методы решения квадратных уравнений и умеет применять...
Работать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении...

Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней» iconУрок алгебры в 7 классе по теме «Определение степени с натуральным показателем»
Урок алгебры в 7 классе по теме: «Определение степени с натуральным показателем»

Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней» iconУрока алгебры в 8 классе по теме «Линейное уравнение с двумя переменными»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению линейного уравнения с двумя переменными и его графика, развивать умение...


Алгебра




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
al.na5bal.ru
..На главную