«Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к егэ по математике и пути повышения качества знаний»


al.na5bal.ru > Математика > Документы
Тема: «Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к ЕГЭ по математике и пути повышения качества знаний».

С 2004-2005 учебного года выпускники нашей школы, как и во многих школах района и республики, сдают выпускной экзамен по математике в форме ЕГЭ. За эти годы мною накоплен определенный опыт по подготовке учащихся к сдаче выпускного экзамена в форме ЕГЭ. Этот опыт позволяет говорить о путях повышения качества знаний, а также положительной динамике с 2005г по 2012 учебные годы.

До сир пор введение ЕГЭ сопровождается многочисленными дискуссиями и спорами. О заданиях из вариантов ЕГЭ говорят, как о крайней примитивных, так и излишне сложных.

Каждый ученик подготовлен по математике по – своему. И. приняв решение закончить 11 класс, он осознает, что ему предстоит пройти итоговую аттестацию. Для него, ученика, традиционная форма или форма ЕГЭ – это впервые. А для нас, учителей – это огромная перестройка и в сознании, и в методах подготовки учеников, и в самоподготовке.

За годы подготовки к сдаче ЕГЭ нами сделан вывод, что выпускники в выпускном классе делятся на 4 категории.

  1. хотят и могут успешно сдать ЕГЭ;

  2. могут, но есть другие экзамены, которые они считают важнее;

  3. хотят сдать успешно, но не могут в силу слабой математической подготовки;

  4. не могут и не хотят.

Поэтому, если это обыкновенный, разноуровневый класс, при подготовке к ЕГЭ мы стараемся пользоваться следующими принципами.

Основные принципы подготовки к ЕГЭ:

Принцип 1: Планирование учебного материала таким образом, чтобы уже в 1 полугодии все темы по алгебре были изучены.

Принцип 2: повторение начинается последовательно, от простого частного, к общему, более сложному. Причем, на кажущуюся «очевидность» надо обращать особое внимание, не упуская случая повторять ее постоянно. Особенно это актуально при решении тестов, а умение решать их пригодится при решении более сложных заданий В и С.

Принцип 3: Материал разбивается на мелкие блоки, порции, которые прорабатываются с каждой группой учащихся, при этом более сильные успевают сделать больше, а с теми, кто слабее, нужно работать индивидуально, предлагая типичные задания.

Принцип 4: Выделяются «ключевые» задания, те, которые будут применяться при решении и простых, и сложных заданий. Математика – это такой предмет, где отсутствие какого – либо звена, недоученность темы полностью лишает ученика возможности дальнейшего обучения. Поэтому у учителя должна быть ясная картина того, какие знания отсутствуют. Здесь необходима большая индивидуальная работа по ликвидации пробелов.

Принцип 5: Необходим постоянный контроль усвоения полученного материала, т.е. обратная связь. При этом нет смысла двигаться вперед, если предыдущий материал усвоен плохо. Нужно корректировать планы, программу, использовать новые приемы подачи материала, не исключены «натаскивания» по важнейшим темам.

Принцип 6: даже при повторении курса алгебры, нужно вспомнить предыдущий материал, а если он был понят, заучен, «зазубрен» - легко всплывает в памяти. В противном случае – индивидуальные занятия, позитивный настрой и только после этого двигаться дальше.

Принцип 7: Дифференцирования при подготовке к ЕГЭ, Не все могут сдать экзамен на «5», но и двоек должно быть меньше (они. к сожалению, не исключаются). Возможности и способности у учащихся различны, и это неоспоримый факт. При этом в классе есть одаренные дети, и слабые ученики, а больше «средних», кому не хватает усидчивости, есть пропуски и прочее; при этом они ориентируются по предмету, но выше «тройки» не поднимаются. Часто, способные дети, уловив суть задания, теряют интерес к дидактическому «пережевыванию» одного и того же. А иногда могут испытывать неприязнь и к предмету, и к учителю. Слабые же ученики потеряв основную нить происходящего, так же вынуждены бездельничать.

В этой ситуации необходимо осуществлять дифференцированный, или индивидуальный, подход к обучению. Для сильных – задачи «повышенной трудности», с «изюминкой», задания С. Со слабыми учениками отработка необходимых навыков реализуется так: учитель подходит к ученику, решает с ним 2-3 примера, затем снова возвращаясь, контролирует выполненное задание, делает пояснение. Конечно, если класс большой, то на уроке и такой работы недостаточно. В этом случае необходимы дополнительные консультации.

Принцип 8: Оценка знаний, отметка также является инструментом повышения качества знаний. Все проверочные работы оцениваются, т.е. мониторинг идет в течение всей подготовительной работы к ЕГЭ. Но в то же время оценка компьютера не всегда совпадает с реальными знаниями ученика, его старанием в получении знаний, положительной динамикой по улучшению результатов, целесообразно отметить старание и вложенный труд несколько «завышенной» отметкой с обязательным комментарием. Часто такой прием еще больше подвигает ученика к достижению лучших результатов.

Принцип 9: Проведение тщательно подготовительных пробных экзаменов, зачетов по темам. И если первые «пробники» дают низкие результаты, это сигнал к тому, что нужно пересмотреть и свою систему работы учителю и разработать план работы каждого ученика. При этом сильный ученик, нарешивая задания С, не должен упускать А и В, а слабому достаточно уверенно решать А и часть В. Типичные ошибки анализируются. похожие задания прорешиваются, с хорошо успевающими отрабатываются критерии оценки заданий С. Конечно, большая часть индивидуальной работы проходит в виде консультаций во внеурочное время. Пробные экзамены проводятся по графику, согласованному с администрацией, учитывается нагрузка учащихся по другим предметам. Не все работают 4 часа, как на ЕГЭ, но большинство стараются прорешать все задания, берутся за С3,С4, С5, не всегда они получаются, но инициатива поощряется. Задания берутся из сборников для подготовки к ЕГЭ, демонстрационных вариантов предыдущих КИМов. В течение года ведется подобный мониторинг.

Принцип 10: Большое внимание уделяется выбору сборников заданий КИМов, из огромного потока учебно – методической литературы, часто сомнительного содержания и качества, необходимо выбирать ту, которая соответствует заданиям «демонстрационных вариантов», программам и официальным КИМам. Это сборники издательства «Просвещение», «Дрофа».

Конечно есть и другие методические и дидактические приемы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Их изучение, применение важнейшая задача каждого учителя.

Согласна с коллегами из г.Москва Е.Юрченко и А. Слуцким, которые в статье «О причинах ухудшения математической подготовки школьников» (газета Математика №21\2007) обращаются к администрации школы:

  1. увеличивать количество часов по математике в учебном плане школы.

  2. поощрять ведение факультативов и кружков.

  3. стимулировать повышение квалификации учителей математики.

  4. развивать наставничество внутри школы, содействие обмену опытом с учителями других школ.

  5. слабоуспевающих учеников переводить на индивидуальные учебные планы и оплачивать эту работу.

  6. осуществлять преемственность. Заранее знать о назначении в 5 класс, 10 класс, чтобы ознакомиться с системой работы предыдущих учителей, посетить уроки.

  7. заранее выбрать комплект учебников и стараться не допускать его смены в ходе учебного процесса.

  8. больше внимания уделять геометрии, в учебном плане хотя бы по 3 часа в неделю.

В заключение хочется отметить, что кардинального улучшения преподавания математики и повышения знаний можно добиться лишь решая все затронутые причины и проблемы в комплексе, но и решение даже нескольких из них могут дать ощутимый результат.

Таков мой компетентностный подход в реализации одной из важнейших задач итоговой аттестации учащихся – подготовке их к успешной сдаче ЕГЭ.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

«Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к егэ по математике и пути повышения качества знаний» iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные неравенства»
...

«Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к егэ по математике и пути повышения качества знаний» iconУчебные пособия для бесплатного скачивания, книги в помощь в подготовке...
Предлагаем перечень ресурсов Интернет, информация которых окажется полезной как учителю, так и учащимся при самостоятельной подготовке...

«Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к егэ по математике и пути повышения качества знаний» iconПрограмма спецкурса по математике для довузовской
Курс предназначен для учащихся 10 – 11 классов, собирающихся после окончания школы поступать в вузы, в которых предъявляются достаточно...

«Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к егэ по математике и пути повышения качества знаний» iconРабочая программа элективного курса по математике «Коррекция базовых...
Разработана на основе примерной программы по математике для 11 класса. Содержание программы соотнесено с примерной программой по...

«Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к егэ по математике и пути повышения качества знаний» icon«Решение текстовых задач при подготовке учащихся 11 класса к егэ по математике»
Данный урок подготовлен для проведения в 11 классе общеобразовательной школы

«Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к егэ по математике и пути повышения качества знаний» iconПрограмма «Повышения качества образования по математике»
Государственный стандарт математического образования представлен следующими структурными компонентами

«Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к егэ по математике и пути повышения качества знаний» iconАнализ работы учителей мо «миф» за 2013-2014учебный год
Мо учителей математики, физики и информатики работает над темой «Компетентностный подход в обучении предметам математического цикла...

«Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к егэ по математике и пути повышения качества знаний» iconТема: «Подготовительные материалы и методические рекомендации по...
Характеристика знаний умений и навыков необходимых при решении геометрических задач для государственной итоговой аттестации по математике...

«Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к егэ по математике и пути повышения качества знаний» iconПрактико-ориентированные задания по математике как средство повышения качества образованности
Целью моей деятельности является формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном...

«Компетентностный подход к подготовке учащихся выпускных классов к егэ по математике и пути повышения качества знаний» iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме «Логарифмическая функция»
Урок может быть использован на этапе итогового повторения курса алгебры и начал анализа при подготовке выпускников 11(12) класса...


Алгебра




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
al.na5bal.ru
..На главную