|
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования (ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ) проект Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению заданий с кратким ответом Выполнила Иванова Ольга Владимировна Учитель математики МОУ СОШ №3 г. Тучково руководитель к.п.н., доцент Васильева М.В. Тучково 2011 г. Содержание: I. Введение II. Методические рекомендации 1. Методические рекомендации обучения учащихся решению заданий В8 2. Методические рекомендации обучения учащихся решению заданий В11 3. Методические рекомендации обучения учащихся решению заданий В3 III. Заключение IV. Список литературы Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов). Основная подготовка выпускников к ЕГЭ по математике, осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и гораздо раньше, начиная с 7-9 классов. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ. Основная цель ЕГЭ - обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗы и устранить субъективность в оценке знаний выпускников школ. При проведении ЕГЭ по всей России применяются однотипные задания и единая шкала отметки (хотя в конструировании КИМ используются разнотипные задания). Результаты ЕГЭ учитываются сразу как оцениваемый факт завершения обучения в школе, так и при поступлении в ВУЗ В профессиональном сообществе с начала эксперимента по введению ЕГЭ года велось обсуждение вопросов, связанных с качеством и направлениями развития математического образования в России и с их отражением в содержании ЕГЭ по математике. Одним из итогов этого обсуждения стало существенное изменение экзаменационной модели ЕГЭ по математике 2010 года. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена по математике в 2010 году соответствуют целям ЕГЭ:
Создан Открытый банк математических задач, обеспечивающую цель поддержки работы учителя и самостоятельной работы учащихся по подготовке к сдаче экзамена на базовом уровне. Экзаменационный вариант состоит из двух частей. В первую часть экзаменационной работы включены 12 заданий с кратким ответом базового уровня сложности, проверяющие базовые вычислительные и логические умения и навыки, навыки аналитических преобразований, умения анализировать информацию, представленную в текстах, графиках и таблицах, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях. В данной работе рассматриваются методические рекомендации к заданиям именно из первой части ЕГЭ. Кодификатор элементов содержания по математике составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 №1089). Рекомендации по совершенствованию методики преподавания математики с учетом результатов ЕГЭ и диагностических работ 2010 года Результаты экзамена выявили ряд нерешенных проблем, характерных для подготовки различных категорий выпускников. О некоторых направлениях совершенствования обучения математике говорилось в методических письмах прошлых лет: • ориентация на прочное усвоение базовых требований к математической подготовке; • дифференциация обучения, разработка стратегии обучения и подготовки к выпускному экзамену с учетом уже имеющегося у выпускника уровня образовательной подготовки. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ 2010 года ориентируют и учителя, и учащихся на полноценное изучение курсов алгебры и начал анализа и геометрии по учебникам из Федерального перечня. Первоочередная задача изучения курса математики – это качественное изучение предмета на базовом уровне. Задачи В1–В12 представлены заданиями, покрывающими все требования Федерального компонента образовательного стандарта, содержат все основные типы заданий базового уровня, представленные в школьном курсе математики. При этом, задания открытого банка содержат как задания, аналогичные экзаменационным (отличающиеся числовыми параметрами), кроме того, на каждой позиции представлены задания и попроще, и посложнее реальных. Таким образом, подготовка не сводится к «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии экзамена. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Одновременно надо постоянно выявлять проблемы и повышать уровень каждого учащегося в следующих областях (хорошо известных каждому учителю): арифметические действия и культура вычислений, алгебраические преобразования и действия с основными функциями, понимание условия задачи, решение практических задач, самопроверка. КИМ ЕГЭ по математике 2010 года приближены к традиционным выпускным и вступительным экзаменам по математике, поэтому традиционное систематическое итоговое повторение, проведение традиционных письменных работ (самостоятельные и контрольные работы, зачеты), где ученик предъявляет не только ответы, но и решения заданий, становится важным как для учащихся, изучающих предмет на базовом уровне, так и для учащихся, изучающих предмет на профильном (или углубленном) уровне. Цель проекта: разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению заданий с кратким ответом. Задачи проекта:
Для решения этих задач мною использовались следующие методы исследования:
Методические рекомендации к решению заданий В8 В задаче B8 дается график функции или производной, по которому требуется определить одну из следующих величин:
Функции и производные, представленные в этой задаче, всегда непрерывны, что значительно упрощает решение. Не смотря на то, что задача относится к разделу математического анализа, она вполне по силам даже самым слабым ученикам, поскольку никаких глубоких теоретических познаний здесь не требуется. Для нахождения значения производной, точек экстремума и интервалов монотонности существуют простые и универсальные алгоритмы — все они будут рассмотрены ниже. Ученику следует рекомендовать внимательно читайть условие задачи B8, чтобы не допускать глупых ошибок: иногда попадаются довольно объемные тексты, но важных условий, которые влияют на ход решения, там немного. Вычисление значения производной. Метод двух точек Если в задаче дан график функции f (x), касательная к этому графику в некоторой точке x0, и требуется найти значение производной в этой точке, применяется следующий алгоритм:
Хочется отметить точки A и B надо искать именно на касательной, а не на графике функции f(x), как это часто случается. Касательная обязательно будет содержать хотя бы две таких точки — иначе задача составлена некорректно.
![]() Решение. Рассмотрим точки A (−3; 2) и B (−1; 6) и найдем приращения: Δx = x2 − x1 = −1 − (−3) = 2; Δy = y2 − y1 = 6 − 2 = 4. Найдем значение производной: D = Δy/Δx = 4/2 = 2. Ответ: 2
![]() Решение. Рассмотрим точки A (0; 3) и B (3; 0), найдем приращения: Δx = x2 − x1 = 3 − 0 = 3; Δy = y2 − y1 = 0 − 3 = −3. Теперь находим значение производной: D = Δy/Δx = −3/3 = −1. Ответ: −1
![]() Решение. Рассмотрим точки A (0; 2) и B (5; 2) и найдем приращения: Δx = x2 − x1 = 5 − 0 = 5; Δy = y2 − y1 = 2 − 2 = 0. Осталось найти значение производной: D = Δy/Δx = 0/5 = 0. Ответ: 0 Из последнего примера можно сформулировать правило: если касательная параллельна оси OX, производная функции в точке касания равна нулю. В этом случае даже не надо ничего считать — достаточно взглянуть на график. Вычисление точек максимума и минимума Иногда вместо графика функции в задаче B8 дается график производной и требуется найти точку максимума или минимума функции. В этом случае двух точек бесполезен, но существует другой, еще более простой алгоритм. Для начала определимся с терминологией:
Для того чтобы найти точки максимума и минимума по графику производной, достаточно выполнить следующие шаги:
Эта схема работает только для непрерывных функций — других в задаче B8 не встречается.
![]() Решение. Избавимся от лишней информации — оставим только границы [−5; 5] и нули производной x = −3 и x = 2,5. Также отметим знаки: ![]() Очевидно, в точке x = −3 знак производной меняется с минуса на плюс. Это и есть точка минимума. Ответ: −3
![]() Решение. Перечертим график, оставив на координатной оси только границы [−3; 7] и нули производной x = −1,7 и x = 5. Отметим на полученном графике знаки производной. Имеем: ![]() Очевидно, в точке x = 5 знак производной меняется с плюса на минус — это точка максимума. Ответ: 5
![]() Решение. Из условия задачи следует, что достаточно рассмотреть только часть графика, ограниченную отрезком [−4; 3]. Поэтому строим новый график, на котором отмечаем только границы [−4; 3] и нули производной внутри него. А именно, точки x = −3,5 и x = 2. Получаем: ![]() На этом графике есть лишь одна точка максимума x = 2. Именно в ней знак производной меняется с плюса на минус. Ответ: 1 Небольшое замечание по поводу точек с нецелочисленными координатами. Например, в последней задаче была рассмотрена точка x = −3,5, но с тем же успехом можно взять x = −3,4. Если задача составлена корректно, такие изменения не должны влиять на ответ, поскольку точки «без определенного места жительства» не принимают непосредственного участия в решении задачи. Разумеется, с целочисленными точками такой фокус не пройдет. Нахождение интервалов возрастания и убывания функции В такой задаче, подобно точкам максимума и минимума, предлагается по графику производной отыскать области, в которых сама функция возрастает или убывает. Для начала определим, что такое возрастание и убывание:
Сформулируем достаточные условия возрастания и убывания:
Примем эти утверждения без доказательств. Таким образом, получаем схему для нахождения интервалов возрастания и убывания, которая во многом похожа на алгоритм вычисления точек экстремума:
![]() Решение. Как обычно, перечертим график и отметим границы [−3; 7,5], а также нули производной x = −1,5 и x = 5,3. Затем отметим знаки производной. Имеем: ![]() Поскольку на интервале (− 1,5) производная отрицательна, это и есть интервал убывания функции. Осталось просуммировать все целые числа, которые находятся внутри этого интервала: −1 + 0 + 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 14. Ответ: 14
![]() Решение. Избавимся от лишней информации. Оставим только границы [−10; 4] и нули производной, которых в этот раз оказалось четыре: x = −8, x = −6, x = −3 и x = 2. Отметим знаки производной и получим следующую картинку: ![]() Нас интересуют промежутки возрастания функции, т.е. такие, где f’(x) ≥ 0. На графике таких промежутков два: (−8; −6) и (−3; 2). Вычислим их длины: l1 = − 6 − (−8) = 2; l2 = 2 − (−3) = 5. Поскольку требуется найти длину наибольшего из интервалов, в ответ записываем значение l2 = 5. Ответ: 5 |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная... | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная... | ![]() | ... |
![]() | ... | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная... |
![]() | Место выполнения работы: гоу спо «Мариинский аграрный техникум» г. Мариинска Кемеровской области | ![]() | Педагогическая цель: •ученик научится различать свойства умножения и деления степеней с натуральным показателем; применять эти свойства... |
![]() | Цель: Развивать умение работать по плану, информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и анализировать, сформировать... | ![]() | Программа, по которой работает учитель: Авторская педагогическая разработка адаптационная Факультативный курс «Практикум по математике... |