Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса
Базовый курс
2. Пояснительная записка
2.1 Нормативно - правовые документы
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике Н. Угриновича.
Программа соответствует учебникам «Информатика и ИКТ» для 9 классов образовательных учреждений «Информатика и ИКТ 9» Автор: Н.Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-16 учебный год.
2.2. Общая характеристика учебного предмета.
Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
Также учитывается подготовка к ОГЭ учащихся, что облегчает сдачу экзамена в 9 классе. Учащиеся уже будут иметь представление из каких заданий состоит годовая итоговая аттестация за 9 класс.
Для изучения понятия алгоритмизация используется учебник И. Г. Семакина за 9 класс, а именно тема «Алгоритмы и исполнители», что облегчает дальнейшее изучения понятия алгоритмизация и программирования. Главная цель использование данной раздела – формирование навыков операционного и логического стиля мышления, изучение основных алгоритмических структур, создание базы для изучения языка программирования Паскаль.
Используемая программная поддержка: Лого Миры Робот (исполнитель Черепашка).
Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
2.3. Цели и задачи обучения
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях, ;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
научить создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
сформировать навык проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
Привить навык создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
научить передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
2.4. Место предмета в учебном плане школы.
Программа рассчитана на 34 + 2 резерв часа (2 час в неделю), из них практических работ – 22.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного / письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
2.5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
2.6. Универсальные учебные действия
Личностные:
владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;
использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.
Метапредметные:
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации,
планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации
структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных
объектов, явлений и процессов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами
информационных и коммуникационных технологий;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении
проекта.
Предметные:
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
выделение основных информационных процессов в реальных системах, нахождение сходства и
различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных
системах;
выбор язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение
формы представления информации, отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, графы,
диаграммы и др.);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери смысла и
полноты информации;
оценивание информации с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота,
актуальность и т.п.);
развитие представлений об информационных моделях как основном инструменте познания, общения, практической деятельности, знания основных областей применения метода моделирования;
разработка и запись типовых алгоритмов, т.е. построение модели решения задачи, при этом составление блок-схем решения задачи с применением основных алгоритмических конструкций для описания алгоритмов, проверка правильности алгоритма, нахождение и исправление типовых ошибок;
определение возможности использования формального исполнителя алгоритмов для решения конкретной задачи по системе его команд;
освоение основных конструкций языка программирования;
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорость передачи; и пр.);
построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
определение основных характеристик важнейших устройств компьютера, понимание функциональных схем его устройств;
решение различных задач из разных сфер человеческой деятельности с помощью средств информационных технологий;
формулирование и осуществление мер по обеспечению защиты значимой информации и индивидуальной информационной безопасности, в частности, при работе в сети Интернет.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников;
выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности;
отличие от открытых информационных технологий от информационных технологий со скрытой целью;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.
в сфере коммуникативной деятельности:
понимание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
соблюдение культуры поведения в сети Интернет.
в сфере трудовой деятельности:
определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и ограничений;
овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.);
знакомство с основными программными средствами компьютера (круг решаемых задач, система команд и пр.);
умение тестирования используемого оборудования и программных средств;
использование компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
определение пропускной способности используемого канала связи;
выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) с использованием электронных таблиц;
создание и редактирование рисунков в графическом редакторе (сюжетов в аниматоре, кадров в системе презентационной графики);
использование средств презентационной графики при подготовке и выполнения сообщений;
использование программ (или программных модулей) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;
создание и наполнение собственных баз данных;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера или других средств информатизации.
в сфере эстетической деятельности:
приобретение навыков компьютерного дизайна;
овладение умениями создания эстетически–значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
демонстрация на примерах эстетически-значимых компьютерных моделей из различных образовательных областей.
в сфере физической деятельности:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека;
владение профилактическими мерами при работе с средствами информатизации;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Основные формы занятий с учащимися: лекции, практикумы, практические работы на компьютере.
2.7 Содержание курса информатики и ИКТ
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (10 ч)
Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. Растровая и векторная графика. Редактирование изображений и рисунков в Растровых и векторных редакторах. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания. Подготовка к ОГЭ.
Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации
Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе. Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакт.
Практическая работа 1.4. Анимация. Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (24 ч)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. Алгоритмические конструкции: ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.
Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Среда программирования Turbo Pascal. Знакомство с языком Pascal. Подготовка к ОГЭ.
Практическая работа 2.1. Составление блок-схем. Практическая работа 2.2. Проект «Переменные». Практическая работа 2.3. Проект «Знакомство со средой Паскаль».
Практическая работа 2.4. Проект «Оператор присваивания». Практическая работа 2.5. «Ввод и вывод данных». Практическая работа 2.6. «Составление разветвляющих программ». Практическая работа 2.7-9. «Циклы». Практическая работа 2.10. «Массивы»
Кодирование и обработка текстовой информации (8 ч)
Создание документов в текстовых редакторах. Редактирование и форматирование текста. Подготовка к ОГЭ.
Практическая работа 3.1. Кодирование текстовой информации. Практическая работа 3.2. Вставка в документ формул. Практическая работа 3.3. Форматирование символов и абзацев. Практическая работа 3.4. Создание и форматирование списков. Практическая работа 3.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Кодирование и обработка числовой информации (16 ч)
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков. Сортировка данных в электронных таблицах. Подготовка к ОГЭ.
Практическая работа 4.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. Практическая работа 4.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Практическая работа 4.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. Практическая работа 4.4. Построение диаграмм различных типов. Практическая работа 4.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Подготовка к ОГЭ (8 ч)
Повторение (2 ч)
2.8 Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
В результате изучения информатики и ИКТ в 9 классе ученик должен
знать/понимать
кодирование и обработку различных видов информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
3. Учебно-тематический план.
№
| Тематика
| Количество контрольных
| Количество пр. работ
| Всего часов
| 9 класс
|
| 1
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
| 1, вводный контроль
| 3
| 10
| 2
| Программирование в среде Паскаль
| контрольная работа, самост.р.
| 9
| 24
| 3
| Кодирование и обработка текстовой информации
| 1, самост.р.
| 6
| 8
| 4
| Кодирование и обработка числовой информации
| 1
| 7
| 16
| 5
| Основы логики
| 1
| -
| 8+2
|
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена. Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
· Компьютер, проектор, принтер, модем
· Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
· Операционная система – Windows.
· Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
· Антивирусная программа.
· Клавиатурный тренажер.
· Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
· Простая система управления базами данных.
· Система автоматизированного проектирования.
· Виртуальные компьютерные лаборатории.
· Программа-переводчик.
· Система оптического распознавания текста.
· Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
· Система программирования.
· Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
· Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
· Программа интерактивного общения
· Программная среда для изучение программирования.
5. Список литературы
Основной:
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.
Информатика и ИКТ: Задачник – практикум 1, 2 части. / И.Г. Семакин., Е.К. Хеннер,– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 г.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. –6, 7-е изд., М.: БИНОМ Лаборатория знаний,2010- 2013.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (8-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
Информатика. Приложение к журналу «Первое сентября»;
Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Дополнительный:
Удалова Т.Л. Информатика. Кумир.- Саратов: Лицей, 2012 г.
Алексеева А.В. Информатика. Турбо Паскаль. Задачи.- Саратов: Лицей, 2013.
Папка «Подготовка к ЕГЭ-ГИА»
|