Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса Базовый курс


al.na5bal.ru > Информатика > Рабочая программа
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса

Базовый курс



2. Пояснительная записка

2.1 Нормативно - правовые документы

Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы  основного общего образования по информатике с учётом  авторской программы по информатике  Н. Угриновича.

Программа соответствует учебникам «Информатика и ИКТ» для  9 классов образовательных учреждений «Информатика и ИКТ  9» Автор: Н.Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-16 учебный год.

2.2. Общая характеристика учебного предмета.

Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

·  определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

·  комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

·  владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

Также учитывается подготовка к ОГЭ учащихся, что облегчает сдачу экзамена в 9 классе. Учащиеся уже будут иметь представление из каких заданий состоит годовая итоговая аттестация за 9 класс.

Для изучения понятия алгоритмизация используется учебник И. Г. Семакина за 9 класс, а именно тема «Алгоритмы и исполнители», что облегчает дальнейшее изучения понятия алгоритмизация и программирования. Главная цель использование данной раздела – формирование навыков операционного и логического стиля мышления, изучение основных алгоритмических структур, создание базы для изучения языка программирования Паскаль.

Используемая программная поддержка: Лого Миры Робот (исполнитель Черепашка).

Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows.  

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

 Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.

2.3. Цели и задачи обучения

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях, ;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:

  • научить создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • сформировать навык проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • Привить навык создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • научить передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

2.4. Место предмета в учебном плане школы.

Программа рассчитана на 34 + 2 резерв часа (2 час в неделю), из них практических работ – 22.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного / письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

2.5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

2.6. Универсальные учебные действия

Личностные:

  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;

  • организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;

  • использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.

Метапредметные:

  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации,

планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации

структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных

объектов, явлений и процессов;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать

защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

  • владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами

информационных и коммуникационных технологий;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении

проекта.

Предметные:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;

  • выделение основных информационных процессов в реальных системах, нахождение сходства и

различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных

системах;

  • выбор язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение

формы представления информации, отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, графы,

диаграммы и др.);

  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери смысла и

полноты информации;

  • оценивание информации с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота,

актуальность и т.п.);

  • развитие представлений об информационных моделях как основном инструменте познания, общения, практической деятельности, знания основных областей применения метода моделирования;

  • разработка и запись типовых алгоритмов, т.е. построение модели решения задачи, при этом составление блок-схем решения задачи с применением основных алгоритмических конструкций для описания алгоритмов, проверка правильности алгоритма, нахождение и исправление типовых ошибок;

  • определение возможности использования формального исполнителя алгоритмов для решения конкретной задачи по системе его команд;

  • освоение основных конструкций языка программирования;

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорость передачи; и пр.);

  • построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

  • определение основных характеристик важнейших устройств компьютера, понимание функциональных схем его устройств;

  • решение различных задач из разных сфер человеческой деятельности с помощью средств информационных технологий;

  • формулирование и осуществление мер по обеспечению защиты значимой информации и индивидуальной информационной безопасности, в частности, при работе в сети Интернет.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  • умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников;

  • выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности;

  • отличие от открытых информационных технологий от информационных технологий со скрытой целью;

  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.

в сфере коммуникативной деятельности:

  • понимание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

  • соблюдение культуры поведения в сети Интернет.

в сфере трудовой деятельности:

  • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и ограничений;

  • овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.);

  • знакомство с основными программными средствами компьютера (круг решаемых задач, система команд и пр.);

  • умение тестирования используемого оборудования и программных средств;

  • использование компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  • определение пропускной способности используемого канала связи;

  • выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);

  • решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) с использованием электронных таблиц;

  • создание и редактирование рисунков в графическом редакторе (сюжетов в аниматоре, кадров в системе презентационной графики);

  • использование средств презентационной графики при подготовке и выполнения сообщений;

  • использование программ (или программных модулей) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;

  • создание и наполнение собственных баз данных;

  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера или других средств информатизации.

в сфере эстетической деятельности:

  • приобретение навыков компьютерного дизайна;

  • овладение умениями создания эстетически–значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

  • демонстрация на примерах эстетически-значимых компьютерных моделей из различных образовательных областей.

в сфере физической деятельности:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека;

  • владение профилактическими мерами при работе с средствами информатизации;

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Основные формы занятий с учащимися: лекции, практикумы, практические работы на компьютере.

2.7 Содержание курса информатики и ИКТ

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (10 ч)

Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. Растровая и векторная графика. Редактирование изображений и рисунков в Растровых и векторных редакторах. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания. Подготовка к ОГЭ.

Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации

Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе. Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакт.

Практическая работа 1.4. Анимация. Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (24 ч)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. Алгоритмические конструкции: ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.

Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Среда программирования Turbo Pascal. Знакомство с языком Pascal. Подготовка к ОГЭ.

Практическая работа 2.1. Составление блок-схем. Практическая работа 2.2. Проект «Переменные». Практическая работа 2.3. Проект «Знакомство со средой Паскаль».

Практическая работа 2.4. Проект «Оператор присваивания». Практическая работа 2.5. «Ввод и вывод данных». Практическая работа 2.6. «Составление разветвляющих программ». Практическая работа 2.7-9. «Циклы». Практическая работа 2.10. «Массивы»

  1. Кодирование и обработка текстовой информации (8 ч)

Создание документов в текстовых редакторах. Редактирование и форматирование текста. Подготовка к ОГЭ.

Практическая работа 3.1. Кодирование текстовой информации. Практическая работа 3.2. Вставка в документ формул. Практическая работа 3.3. Форматирование символов и абзацев. Практическая работа 3.4. Создание и форматирование списков. Практическая работа 3.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

  1. Кодирование и обработка числовой информации (16 ч)

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков. Сортировка данных в электронных таблицах. Подготовка к ОГЭ.

Практическая работа 4.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. Практическая работа 4.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Практическая работа 4.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. Практическая работа 4.4. Построение диаграмм различных типов. Практическая работа 4.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

  1. Подготовка к ОГЭ (8 ч)

  2. Повторение (2 ч)


2.8 Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

В результате изучения информатики и ИКТ в 9 классе ученик должен

знать/понимать

  • кодирование и обработку различных видов информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;


уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в базе данных;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


3. Учебно-тематический план.




Тематика

Количество контрольных

Количество пр. работ

Всего часов

9 класс




1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

1, вводный контроль

3

10

2

Программирование в среде Паскаль

контрольная работа, самост.р.

9

24

3

Кодирование и обработка текстовой информации

1, самост.р.

6

8

4

Кодирование и обработка числовой информации

1

 7

16

5

Основы логики

1

-

8+2


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

            Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

            Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

            Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

            Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

            Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

            Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

            Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

            Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

            Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

            Отметка «1»: работа не выполнена.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

·          Компьютер, проектор, принтер, модем

·          Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

·          Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

·          Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

·          Операционная система – Windows.

·          Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

·          Антивирусная программа.

·          Клавиатурный тренажер.

·          Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

·          Простая система управления базами данных.

·          Система автоматизированного проектирования.

·          Виртуальные компьютерные лаборатории.

·          Программа-переводчик.

·          Система оптического распознавания текста.

·          Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

·          Система программирования.

·          Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

·          Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

·          Программа интерактивного общения

·          Программная среда для изучение программирования.




5. Список литературы

Основной:


  1. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.

  2. Информатика и ИКТ: Задачник – практикум 1, 2 части. / И.Г. Семакин., Е.К. Хеннер,– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 г.

  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. –6, 7-е изд., М.: БИНОМ Лаборатория  знаний,2010- 2013.

  4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (8-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2012.

  5. Информатика. Приложение к журналу «Первое сентября»;

  6. Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Дополнительный:

  1. Удалова Т.Л. Информатика. Кумир.- Саратов: Лицей, 2012 г.

  2. Алексеева А.В. Информатика. Турбо Паскаль. Задачи.- Саратов: Лицей, 2013.

  3. Папка «Подготовка к ЕГЭ-ГИА»



Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса Базовый курс iconРабочая программа по информатике
Угринович Н. Д. Информатика и икт. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – 4-е изд.,1– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 295 с.:...

Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса Базовый курс iconРабочая программа базового курса «Информатика и икт»
Икт (базовый уровень) от 05. 03. 2004 №108) и программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и икт»,...

Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса Базовый курс iconРабочая программа по информатике и икт 10-го класса Профильный курс
«Информатика и икт» на профильном уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ стандарту среднего (полного) общего...

Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса Базовый курс iconРабочая программа по Математические основы информатики (элективный курс по информатике)
Сведения о программе. Рабочая программа адресована для работы в 10 классе. Рабочая программа по информатике составлена на основании...

Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса Базовый курс iconРабочая программа по информатике в 8 9 классах и 10-11 классах составлена...
Рабочая программа по информатике в 8 — 9 классах и 10-11 классах составлена на основе программы по информатике и икт (системно-информационная...

Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса Базовый курс iconРабочая программа по «информатике и икт» для 10-11 классов информационно-технологического...
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (профильный...

Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса Базовый курс iconПояснительная записка рабочая программа по информатике и икт составлена...
Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса Базовый курс iconРабочая программа по информатике (предмет)
Программа реализуется на основе следующих документов: стандарта основного общего образования по информатике, примерной программы...

Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса Базовый курс iconПояснительная записка к экзаменационным материалам для государственной...
Компонента государственного стандарта общего образования и Обязательного минимума содержания основного общего образования по информатике...

Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса Базовый курс iconРабочая программа по информатике 11 класса 2012 2013 уч год
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям[2]


Алгебра




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
al.na5bal.ru
..На главную