РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ» для 10-11 классов информационно-технологического профиля Составила Юнусова Г.А. –
преподаватель информатики
МОУ «Большенуркеевская СОШ»
Пояснительная запискаПрограмма по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (профильный уровень) и примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (профильный уровень).
Программа рассчитана на два года обучения — в X и XI классах, по 4 ч в неделю, общим объемом 280 ч (предусматривается резерв времени в объеме 7 ч).
Программа включает в себя 11 тематических разделов:
Информация и информационные процессы (35 ч).
Введение в математическую логику (20 ч).
Элементы теории алгоритмов (8 ч).
Языки программирования (42 ч).
Алгоритмы и структуры данных (12 ч).
Объектно-ориентированное и визуальное программирование (10 ч).
Средства ИКТ (24 ч).
Информационные технологии управления. Процессы информатизации (26 ч).
Информационные технологии (56 ч).
Технологии создания и обработки текстовой информации (16 ч).
Обработка числовой информации (6 ч).
Технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации (20 ч).
Технологии поиска и хранения информации (14 ч).
Моделирование и формализация (2 0 ч).
Телекоммуникационные технологии (20 ч).
Резерв (7 ч).
Для каждого тематического раздела ниже представлены основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки выпускников, тематическое планирование и список рекомендованной литературы.
Тема 1. Информация и информационные процессы (35 ч)
Содержание обучения
Виды информационных процессов (5 ч).
Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации. Системы кодирования. Язык как знаковая система. Передача и хранение информации в живых организмах.
Методы измерения количества информации(5 ч).
Вероятностный, алфавитный, содержательный подходы к измерению информации.
Системы счисления (11 ч).
История систем счисления. Позиционные системы счисления. Представление чисел в P-ичных системах. Единственность представления чисел в позиционных системах счислениях. Арифметические операции в позиционных системах счисления (+, –,*, /). Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
Представление информации в компьютере (12 ч).
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Скорость передачи информации
. Хранение информации. Накопители на магнитных и оптических дисках.
Информационные процессы человека (2 ч).
Восприятие, запоминание и обработка информации человеком. Пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств. Логарифмические шкалы восприятия, учет возможностей человека при создании средств информационных технологий и их интерфейсов.
Требования к знаниям и умениям выпускников
Учащиеся должны знать: виды и свойства источников и приемников информации; понятия: сигнал, кодирование и декодирование; способы кодирования и декодирования; понятия позиционной, непозиционной системы счисления; причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации; возможности использования компьютера для поиска, хранения, обработки и передачи информации; принципы представления числовой, графической, звуковой и видеоинформации.
Учащиеся должны уметь: представлять числа в развернутой и свернутой формах; переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую; производить арифметические операции в различных системах счисления; кодировать и декодировать информацию; выделять информационный аспект в деятельности человека, информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах; оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости и выбора наиболее эффективного способа действия, определения состава и параметров необходимых средств информатизации для реализации проектов оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации, и скорость передачи информации.
Тематическое планирование
Кол-во часов
| Тема урока
| Содержание
|
1
| Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Осн. понятия и задачи теории информации
| Макромир и микромир. Мегамир. Вещество, энергия, физическое тело, физическое поле. Знания. Информационное общество
|
1
| Виды информационных процессов. Информационные процессы в обществе. Особенности информационных процессов в вычислительной технике
| Понятие информационного процесса. Принципиальная схема информационного процесса. Процессы передачи, представления и хранения информации
|
2
| Процесс передачи информации. Сигналы и данные. Кодирование, декодирование, искажение информации. Системы кодирования. Скорость передачи информации
| Источник, приемник информации. Сигнал, кодирование, двоичное кодирование, сжатие. Декодирование. Машинный код, двоичный код. Введение бита как ячейки памяти. Килобит/сек. Основные принципы построения сетей передачи данных
|
1
| Язык как знаковая система.
Передача и хранение информации в живых организмах
| Язык (естественные и формальные языки), алфавит, азбука как система кодирования. Информация в природе. Генетическая информация. Генетический код
|
4
| Методы измерения количества информации: вероятностный, алфавитный, содержательный подходы
| Количество информации. Вероятность и равновероятность событий. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Формула Шеннона
|
1
| Контрольная работа № 1
|
|
1
| История систем счисления
| Единичная система. Древнеегипетская десятичная непозиционная система. Римская система. Алфавитные системы.
|
1
| Позиционные системы счисления
| Система счисления, цифра, позиционная система счисления, непозиционная система счисления, базис, алфавит, основание
|
1
| Представление чисел в Р-ичных системах
| Развернутая форма записи числа, свернутая форма
|
1
| Единственность представления чисел в позиционных счислениях
| Теорема существования и единственности представления натурального числа в виде степенного ряда
|
4
| Арифметические операции в позиционных системах счисления.
| Сложение, вычитание, умножение, деление чисел в различных системах счисления
|
2
| Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую
| Перевод целого числа из Р-ичной системы счисления в десятичную и обратно. Перевод конечной Р-ичной дроби в десятичную и обратно. Перевод бесконечной периодической Р-ичной дроби в десятичную и обратно. Перевод чисел из Р-ичной системы в Q -ичную
|
1
| Контрольная работа № 2
|
|
2
| Процесс представления информации. Представление числовой информации
| Представление целых и действительных чисел в компьютере. Дополнительный и обратный код, фиксированная запятая, плавающая запятая
|
2
| Дискретное (цифровое) представление текстовой информации
| Байт и символ. Кодировки. Ввод по коду. Числовой код символа, таблицы кодировок символов (системы кодирования, универсальная система кодирования текста)
|
2
| Дискретное (цифровое) представление графической информации
| Растр, принцип декомпозиции, система кодирования RGB . Пространственная дискретизация. Палитра цветов растрового изображения. Разрешающая способность экрана, глубина цвета, графический режим. Режимы кодировки цветного изображения
|
2
| Дискретное (цифровое) представление звуковой информации
| Аналоговая и дискретная форма информации. Дискретизация. Частота дискретизации. Глубина кодирования
|
2
| Дискретное (цифровое) представление видеоинформации
| Форматы представления видеоданных ( AVI, Quick Time). Системы сжатия видеоизображений ( MPEG, DivX),подсистемы сжатия и восстановления видеоданных — кодеки
|
1
| Хранение информации. Накопители на магнитных и оптических дисках
| Информационная емкость носителей информации, аналоговые и цифровые носители
|
1
| Контрольная работа № 3
|
|
1
| Восприятие, запоминание и обработка информации человеком
| Человек как информационная система. Информационные процессы человека: особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
|
1
| Пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств
| Пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств. Логарифмические шкалы восприятия: звука, расстояния, времени. Влияние инфразвука на человека. Информационные технологии. Учёт возможностей человека при разработке средств ИТ. Программы для людей с ограниченными возможностями (со звуковым интерфейсом, запах, тактильные ощущения); программы для комплексного воздействия на все органы чувств (кроме вкуса).
|
Литература
Андреева Е., Фалина И. Системы счисления и компьютерная арифметика. Изд. 2-е. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
Бешенков С. А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
Симонович С. В. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. Изд 2-е. СПб.: Питер, 2005.
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10—11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.