Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа кружка «Путешествие по стране Информатики» (1-2 класс) Составитель программы: Дронова И.А. г. Губкин 2013г. Пояснительная записка Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. Кружок «Путешествие по стране Информатики» в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:
3. Примерное содержание курса информатики в начальной школе (из письма Министерства образования Российской Федерации от 17,12,2001 № 957/13-13) Цели изучения основ информатики в начальной школе: 1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера) 2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )
Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с 1) обучением:
2) развитием:
3 ) воспитанием
Особенности программы (ведущие идеи и основные понятия): В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики :
Так вот данная программа реализует именно второй подход. Кроме того, выделяют два основных направления обучения информатике:
К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:
- создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования. Материал этих рубрик изучается на протяжении всего кружка концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от года к году. Способы оценивания уровня достижений учащихся. Работы учащихся словесно оцениваются учителем. Словесная оценка должна быть только положительной. Критерии оценивания могут быть следующие:
На занятиях развивающего кружка «Путешествие по стране Информатики» рекомендуется использовать различный иллюстративный материал, готовые и разработанные учителем технологические карты. Организация учебного процесса Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Количество детей в группе 15 человек. Прогнозируемые результаты и способы их проверки: По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
Учебно-тематический план 1-й год
2-й год
Содержание программы: Первый год обучения (34 ч) Вводный раздел (9 ч) Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Изчего состоит компьютер? Понятике и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура.Упражнения из серии «Ловкие ручки» Формальное описание предметов (9 ч) Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств Введение в логику (14 ч) Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания. Решение логических задач Повторение (2 ч) Второй год обучения (34 ч) Вводный раздел. Повторение (5 ч). Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Компьютер–помощник человека. Из чего состоит компьютер? Управление мышью. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки» Информация. Логика и информация (15 ч) Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Передача информации. Хранение и обработка информации. Кодирование и декодирование информации. Алгоритмы и исполнители (12 ч) Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде. Повторение (2 ч) МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Особенности учебной методики работы с детьми. Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения. Формы обучения. Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации. На каждом этапе обучения кружка «Путешествие по стране Информатики» выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения. Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности. Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей. Формы работы. Программа предусматривает использование следующих форм работы:
Примерная структура занятия:
Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
Используемые средства программной поддержки курса:
Литература для учащихся
Литература для учителя
|
![]() | Программа данного кружка представляет систему интеллектуально развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на... | ![]() | |
![]() | Задачи предлагаются как примеры задач блоков в и с единого государственного экзамена | ![]() | Интегрированный урок английский язык + физика "Путешествие в страну миф" ("Travelling toмef") |
![]() | Информатика-хх!” курс информатики для старших классов (10, 10-11 кл.), изучаемый после освоения учащимися базового курса информатики... | ![]() | Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические... |
![]() | Рабочая программа нормативный документ общеобразовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения курса, предмета,... | ![]() | Рабочая программа нормативный документ общеобразовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения курса, предмета,... |
![]() | Мо учителей математики, физики, информатики работало над методической темой: «Повышение качества учебно – воспитательного процесса... | ![]() | Сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие в удивительный мир Востока. Тема урока: Мир ислама |