  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГАТЧИНСКИЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
188300, г. Гатчина Ленинградской обл., ул. Рощинская, 19, тел/факс (881371) 43296
Принята на заседании «Утверждаю»
научно-методического Совета
МБОУ ДО «ГЦНО «ЦИТ» Директор МБОУ ДО «ГЦНО «ЦИТ»
Протокол № ___________ __________ /Зобкало О.М./
«_____»_______________2015 г. «_____»_____________2015 г.
«Подготовка к ЕГЭ по информатике»
Категория слушателей: учащиеся 10-11 класса
Организация обучения: очная
Срок обучения: 72 часа Гатчина
2015
Пояснительная записка Программа ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучного направления «Подготовка к ЕГЭ по информатике» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Концепции развития дополнительного образования детей,
Кодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольно-измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2016 г.;
Спецификация экзаменационной работы по информатике для выпускников XI классов общеобразовательных учреждений 2016 г.
Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы.
Цели:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ
Задачи:
Выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
Сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
Сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
Развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Структура программы представляет собой семь логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя с помощью on-line сервисов, например, Skype. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно. В результате прохождения программы учащиеся должны:
знать:
процедуру контроля в формате ГИА;
структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).
уметь:
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом
Система оценки достижений обучающихся: шкалирование - начисление тестовых баллов по результатам тестирования на основе полученных и обработанных статистических данных. Пробная итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ЕГЭ по информатике. Учебно-тематический план
№ занятия
| Тематика учебных занятий
| Всего часов
| Лекции
| Практика
| 1-2
| Введение. Правила ТБ. Единый государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование.
| 2
| 1
| 1
| 3-4
| Результаты вводного тестирования. Системы счисления: перевод из 10 ССЧ, перевод в 10 ССЧ
| 2
| 1
| 1
| 5-6
| Перевод между 2, 8, 16 системами счисления.
Арифметические операции в системах счисления
| 2
| 1
| 1
| 7-8
| Измерение информации: содержательный подход, алфавитный подход, вероятностный подход
| 2
| 1
| 1
| 9-10
| Кодирование информации: числа, текст
| 2
| 1
| 1
| 11-12
| Кодирование информации: графика, звук
| 2
| 1
| 1
| 13-14
| Логика. Составление таблиц истинности
| 2
| 1
| 1
| 15-16
| Решение логических задач.
| 2
| 1
| 1
| 17-18
| Упрощение логических выражений
| 2
| 1
| 1
| 19-20
| Моделирование
| 2
| 2
|
| 21-22
| Файловая система и программное обеспечение
| 2
| 2
|
| 22-30
| Электронные таблицы
| 8
| 3
| 5
| 31-32
| Обработка информации в базе данных: сортировка, фильтр
| 2
| 1
| 1
| 33-34
| Телекоммуникационные технологии
| 2
| 1
| 1
| 35-36
| Алгоритмы
| 2
| 1
| 1
| 37-38
| Исполнители
| 2
| 1
| 1
| 39-40
| Присваивание
| 2
| 1
| 1
| 41-44
| Обработка массивов
| 4
| 1
| 3
| 45-48
| Стратегия игр
| 4
| 1
| 3
| 49-50
| Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ
| 2
|
| 2
| 51-52
| Анализ результатов репетиционного экзамена
| 2
| 2
|
| 53-67
| Новое в ЕГЭ 2015. Решение вариантов экзаменационных заданий.
| 15
| 5
| 10
| 68-70
| Итоговый репетиционный экзамен в формате ЕГЭ
| 3
|
| 3
| 71-72
| Анализ результатов итогового репетиционного экзамена Подведение итогов
| 2
| 2
|
|
|
| 72
| 32
| 40
|
Содержательная часть
1. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике .
Специфика тестовой формы контроля. Тестовый балл и первичный балл. Интерпретация результатов. Типы заданий
Кодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
2. Информация и ее кодирование . 3. Основы логики.
Содержательное обобщение изученного материала по теме «Основы логики».
Разбор заданий из демонстрационных тестов.
Тренинг с использованием заданий с выбором ответа из части 1.
Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа из части 2.
4. Алгоритмизация и программирование .
Содержательное обобщение изученного материала по теме «Алгоритмизация и программирование».
Разбор заданий из демонстрационных тестов.
Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа из части 1.
Материал для тренинга с использованием заданий с развернутой формой ответа из части 2
5. Основные устройства информационных и коммуникационных технологий и программные средства информационных и коммуникационных технологий.
Содержательное обобщение изученного материала по темам
«Основные устройства информационных и коммуникационных технологий»
и «Программные средства информационных и коммуникационных технологий».
Разбор заданий из демонстрационных тестов.
Тренинг с использованием заданий с выбором ответа из части 1 и с краткой формой ответа, используемых в части 1.
6. Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации, технология обработки информации в электронных таблицах, технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных, телекоммуникационные технологии.
Содержательное обобщение изученного материала по темам:
«Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации»,
«Технология обработки информации в электронных таблицах»,
«Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»,
«Телекоммуникационные технологии».
Разбор заданий из демонстрационных тестов.
7. Тренинг по вариантам с использованием тестовых материалов ЕГЭ .
календарно-тематическое планирование
№ занятия
| Тематика учебных занятий
| Содержание
| Тип занятия
| План
| Факт
| 1-2
| Введение. Правила ТБ. Единый государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование.
| Комплект КИМов по информатике (кодификатор, спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной работы, экзаменационная работа с инструкцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развернутым ответом). Бланки ЕГЭ
| Лекция. Практическое занятие «Анализ содержания КИМов»
|
|
| 3-4
| Результаты вводного тестирования. Системы счисления: перевод из 10 ССЧ, перевод в 10 ССЧ
| Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления.
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 5-6
| Перевод между 2, 8, 16 системами счисления.
Арифметические операции в системах счисления
| Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления.
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 7-8
| Измерение информации: содержательный подход, алфавитный подход, вероятностный подход
|
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 9-10
| Кодирование информации: числа, текст
| Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Единицы измерения количества информации.
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 11-12
| Кодирование информации: графика, звук
| Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы.
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 13-14
| Логика. Составление таблиц истинности
| Построение таблиц истинности логических выражений.
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 15-16
| Решение логических задач.
| Алгебра логики. Логические выражения и их преобразование.
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 17-18
| Упрощение логических выражений
| Законы алгебры логики.
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 19-20
| Моделирование
| Формализация: математические и логические модели. Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 21-22
| Файловая система и программное обеспечение
| Задание ЕГЭ №4
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 22-30
| Электронные таблицы
| Задание ЕГЭ №7
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 31-32
| Обработка информации в базе данных: сортировка, фильтр
| Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 33-34
| Телекоммуникационные технологии
| Локальные и глобальные компьютерные сети, организации компьютерных сетей. Аппаратные средства построения сети.
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 35-36
| Алгоритмы
| Программирование: инструментарий среды; ин-формационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося); понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ, моделирование системы.
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 37-38
| Исполнители
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 39-40
| Присваивание
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 41-44
| Обработка массивов
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 45-48
| Стратегия игр
| Задание ЕГЭ №25
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 49-50
| Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ
| Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ
|
|
|
| 51-52
| Анализ результатов репетиционного экзамена
|
|
|
|
| 53-67
| Новое в ЕГЭ 2016. Решение вариантов экзаменационных заданий.
| Новое в ЕГЭ 2016. Решение вариантов экзаменационных заданий.
| Лекция
Практическое занятие
|
|
| 68-70
| Итоговый репетиционный экзамен в формате ЕГЭ
| Итоговый репетиционный экзамен в формате ЕГЭ
|
|
|
| 71-72
| Анализ результатов итогового репетиционного экзамена Подведение итогов
|
|
|
|
|
Используемая литература:
Информатика и ИКТ: учебник для 10 класс.,/Угринович Н.Д., М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Информатика и ИКТ: учебник для 11 класс.,/Угринович Н.Д., М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Информатика и ИКТ. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ-2014/под редакцией Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2015.
Информатика: тестовые задания для подготовки к ЕГЭ: 11-й кл./авт.-сост.: О.В. Ярцева, Е.Н. Цикина.- М.:АСТ: Астрель, 2015.
|