|
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ План
1.Цветоведение как наука Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Всё, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Очевидно, эта биологическая функция цвета и определяет его роль в духовной жизни человеческого общества, непосредственно выражающуюся в способности эмоционального воздействия цвета на психику человека. «Цвет вообще вызывает в людях большую радость» Гёте И весьма замечательно, что наиболее распространённые понятия о красоте в народной эстетике связаны цветом, это видно и в народном декоративно-прикладном искусстве, и в метафорах русского фольклора, таких, как «море синее», «красная девица» и т.д. 2.Цвет
Вот далеко не полный перечень вопросов, которые стоят перед теорией изобразительного искусства в области проблематика цвета. Этими вопросами с глубокой древности были заняты умы многих учёных. От наивных теорий учение о цвете пришло в результате длительного пути развития к подлинно научным воззрениям на природу цвета. Проблемами цвета в настоящее время занимается целый ряд наук и научных дисциплин, каждая их которых изучает цвет с интересующей её стороны. Физику, прежде всего, интересует энергетическая природа цвета, физиологию – процесс восприятия цвета и воздействие человеческим глазом и превращение его в цвет, психологию – проблема восприятия цвета и воздействие его на психику, способность вызывать различные эмоции, биологию – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов. В современной науке о цвете важная роль принадлежит и математике, с помощью которой разрабатываются методики измерения цвета. Имеются ещё ряд научных дисциплин, изучающих роль цвета в более узких сферах человеческой деятельности. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет с разных точек зрения, носит название научного цветоведения. Теория цвета в живописи на всём пути своего развития делала неоднократные попытки стать независимой от научного цветоведения, особой «художественной теорией», но это ей не удавалось. 2.1.Спектральные цвета. Разложение белого цвета (опыт). Для художника белое и чёрное представляют собой цвета, но с физической точки зрения это не совсем так. Леонардо да Винчи в какой-то степени предвосхитил поздние открытия, когда заявлял: «Белое, не есть цвет, но оно в состоянии воспринимать любой цвет» Великому английскому физику Исааку Ньютону экспериментально удалось доказать, что белый солнечный свет представляет собой смесь разнообразных цветов. И сегодня каждый школьник знает, что если узкий луч солнечного света пропустить через трёхгранную призму, то на экране, расположенном позади неё, возникает удивительно красивый световой эффект – последовательный ряд ярких цветов, аналогичный такому природному явлению как радуга. Эта цветная полоска на экране называется сплошным спектром. Объясняется разложение белого света тем, что он состоит из электромагнитных волн с раной длиной волны и показатель преломления света зависит от его длины волны. Наибольшее значение преломления имеет цвет с самой короткой длиной волны – фиолетовый. Наименьшим показателем преломления обладает самый длинноволновый цвет - красный. Опыты показали, что в вакууме скорость света одинакова для цвета любой длины волны. Отсюда следует, что разложение света в стеклянной призме обусловлено зависимостью скорости распространения света в среде от длины цветовой волны. Эта зависимость называется дисперсией света. Дисперсия была открыта И. Ньютоном. ИСААК НЬЮТОН (1643-1727), английский математик, механик, астроном и физик. Фундаментальные труды: «Математические начала натуральной философии» (1687) и «Оптика» (1704). Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, развивал корпускулярную теорию света. Построил уникальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики и др. Опыты Ньютона имели большое значение для развития научных взглядов на природу вообще и на природу цвета в частности. Они дали объективную основу для решения некоторых проблем теории цвета живописи – например, теорию взаимодополнительных цветов, теорию оптического смешения красок. Увлечённый поисками аналогии между цветом и звуком, Ньютон разделил полученный им спектр на 7 частей соответственно 7 тонам музыкальной диатонической гаммы и обозначил словами: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Такое разделение спектра было в значительной степени условным и случайным, ибо можно выделить и большее или меньшее число его частей. Ньютон разделил белый солнечный свет на семь частей (спектр). Но это можно проверить и обратным способом. Сумма основных спектральных цветов даёт белый цвет. Чтобы убедиться в этом, нужно проделать такой физический опыт: взять картонный кружок, разделить его по радиусам на 7 секторов и окрасить их в основные цвета солнечного спектра в таком порядке, как мы наблюдаем их в природе. Кружок помещается на оси таким образом, чтобы его можно было быстро вращать, как волчок. При таком вращении все цвета сливаются в один светло-серый цвет, то есть ослабленный белый. 2.2.Основные и дополнительные цвета. Систематика цветов (цветовой круг) Все спектральные цвета делятся на две группы: основные и дополнительные. Но прежде чем разделить их на эти группы давайте попробуем ответить на вопрос: Какого цвета трава? Вы, конечно, скажите, что она зелёная, но скажите это осторожно, так как если очень внимательно посмотреть на неё, то не трудно заметить, что в одном месте она ярко-зелёная, в другом жёлто-зелёная, в третьем сине-зелёная, то есть оттенки у неё разные в разных местах. Даже если вы посмотрите вокруг, то двух предметов одного цвета вы практически не найдёте (если только они не покрашены краской одного раствора). Причём вы увидите, что разнообразие цветовых оттенков бесконечно. Казалось бы, какой набор красок надо иметь, чтобы в рисунке передать это многообразие цвета? Оказывается совсем немного. Теоритически… всего три – красную, жёлтую, синюю. Вспомним опыт Ньютона по разложению солнечного цвета. Весь спектр можно получить, смешивая эти самые три краски. Если взять круг, сделанный из бумаги, разделить его на 6 частей, сначала закрасить три части цветами: красным, жёлтым, синим (через сектор), то оставшиеся белые части надо закрасить цветами, которые получаются при смешивании рядом лежащих цветов, то есть оранжевым (красный + жёлтый), зелёным (жёлтый + синий), фиолетовым (синий + красный). В этом цветом круге три цвета будут основными: жёлтый, красный, синий. Цвета же, которые находятся напротив, называются дополнительными (или взаимодополнительными цветами). Бытует весьма приблизительное представление о взаимодополнительных цветах. Обычно ими называют три пары: красный - зелёный, синий – оранжевый, жёлтый – фиолетовый, не принимая во внимание, что каждое из этих родовых названий включает в себя большой диапазон цветовых тонов и не всякий красный и зелёный будут взаимодополнительными. Расположить спектральные цвета также можно и в виде треугольника, где три основных цвета располагаются в вершинах, а между ними, по середине сторон, производные цвета, получаемые путём смешения двух крайних (или дополнительные). Спектр послужил основой для систематики цветов в виде простейшего круга и треугольника. Идея графического выражения системы цветов в виде замкнутой фигуры была подсказана тем, что концы спектра имеют тенденцию замкнуться – синий конец через фиолетовый переходит в пурпурный, а красный также приближается к пурпурному. В принципе расположении цветов в треугольнике ничем не отличается от расположения их по кругу, так как треугольник вписывается в круг. Круг же удобен для дальнейшего усложнения цветового круга. Если на нашем круге, состоящем из шести цветов постепенно смещать основные цвета, двигаясь постепенно по часовой стрелке, то и дополнительные будут соответственно передвигаться в том же направлении. Если мы возьмём красный цвет с оранжевым оттенком, то соответственно зелёный цвет должен будет принять синеватый оттенок. Смешение можно продолжить и дальше и получить, таким образом, в конечном итоге, цветовой круг. Если в треугольнике провести биссектрисы, а в круге диаметры, то на их противоположных концах будут лежать взаимодополнительные цвета. Цветовой круг и треугольник систематизировали лишь чистые, то есть спектральные цвета. Поскольку каждый спектральный цвет может изменяться по светлоте и насыщенности, то это потребовало создания такой модели, которая давала бы возможность учёта изменения цветов и по этим параметрам. В 1772 г. немецким учёным Ламбертом (1728-1777) была предложена систематизация цветов в виде пирамиды, приблизительно отображающей изменения цвета также по светлоте и насыщенности. Пирамида ламберта – одна из самых ранних попыток представить систему цветов в виде объёмного тела. ЛАМБЕРТ ЙОГАНН ГЕНРИХ (1728-1777), немецкий учёной, один из создателей фотометрии. В математике доказал иррациональность числа П (1766); труды по алгебре, геометрии, сферической тригонометрии. В астрономии исследовал кометные орбиты, строение Вселенной. Автор идеи универсального языка знаков. …Немецкий живописец романтической школы Ф.О. Рунге в отличие от Гёте и других предшествовавших ему исследователей строил свои выводы на опытах с пигментами, что делало его учение несколько более близким с живописной практикой. ПИГМЕНТЫ (от лат. pigmetum-краска) – окрашенные химические соединения, применяющиеся в виде тонких порошков для крашения пластмасс, резины, химических волокон, изготовления красок. Подразделяются на органические и неорганические. Цветовой шар Рунге (табл.3). По экватору шара располагаются оптимально насыщенные цвета спектра, к полюсу по меридианам цвета, изменяющиеся по светлоте. к центру оси каждая модификация по светлоте изменяется по насыщенности. РУНГЕ ФИЛИПП ОТТО (1777-1810), немецкий живописец и график. теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Правдивые острохарактерные портреты («Мы втроём», 1805), аллегорическая композиция («Утро», 1808) Рунге считал основными три краски – жёлтую, синюю и красную, которые смешением между собой образуют оранжевую, фиолетовую и зелёную. В итоге он получал те же 6 цветов, что и Гёте. К числу основных цветов, Рунге также относил чёрный и белый, которые в предложенной им трёхмерной модели системы цветов, находятся в полюсах шара. Существуют и другие более сложные систематики цветов: немецкий химик Вильгельм Оствальд (1853 – 1932) стремился создать единую и легко обозримую классификацию цветов, удобную для практического применения; в своей научной деятельности много времени отводил исследованиям в области теории цвета. Художник и преподаватель живописи Альберт Генри Менселл (1859 – 1918), чтобы систематизировать цвета в трёхмерном пространстве, он взял за основу цветовой шар Рунге, три основные переменные – цветовой тон, светлота и насыщенность. Основу его модели составляет цветовой круг, представляющий собой спектр, который делится на 5 основных цветов: красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый, а также промежуточные между ними; всего, таким образом, у него получилось 10 цветовых тонов. 2.3. «Тёплые» и «холодные» цвета Все свойства цвета можно разделить на «собственные» и «несобственные». «Собственные» это те, которые присущи цветам объективно, их можно измерить и выразить тем или иным образом; это, например, такие характеристики цвета, как цветовой тон, светлота, насыщенность, которые мы рассмотрим ниже. «Несобственные» качества объективно цветам не присущи, они возникают, как следствие, эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии. Это такие свойства, которые характеризуются, например, словами: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые, глухие и звонкие, выступающие и отступающие… Особенно распространены в искусствоведческой литературе и в практике художника понятия «тёплый» и «холодные» цвета. В цветоведении приято всю часть спектра, начиная с зелёного в сторону красного относить к тёплым цветам, а часть от голубого к пурпурному – к холодным. Однако каждый цвет может быть и тёплым и холодным. Например, если рядом положить жёлтую стронциановую с кадмием жёлтым, то стронциановая будет холодной, а кадмий – тёплым. Также смотрятся кобальт синий с ультрамарином: кобальт кажется холодным, а ультрамарин – тёплым и т.д. Правильное сочетание тёплых и холодных цветов усиливает их звучание. Объективная основа разделения цветов на тёплые и холодные пока ещё не совсем ясна. До недавнего времени считалось, что в основе такого различия лежат ассоциации с тёплыми и холодными предметами окружающего мира. Например, синий цвет воспринимается как холодный потому, что он присущ цвету неба, льда, воды, вызывающему в нас чувство холода, прохлады или свежести, цвета красно-жёлтые воспринимаются как тёплые, потому что они присущи таким вещам, как огонь, солнечный свет. Однако в последнее время установлено, что этому разделению соответствуют и собственно температурные качества цвета. Красно-оранжевая часть спектра заключает больше тёпловой энергии, нежели сине-зелёная. 2.4.»Звонкие» и «глухие» цвета. Выделяют так же, как было сказано выше, «звонкие» и «глухие» цвета, «звонкими» называют те цвета, которые получены при смешивании любого цвета с белой краской. А чтобы «заглушить» цвет (получить «глухой») добавляют чёрную краску. Но необязательно, для того, чтобы в картине цвет «зазвучал» следует добавлять в него белую краску. Сила звучания цвета и восприятия его человеческим глазом определяется в основном цветом, который положен рядом! Рассмотрим несколько способов усиления звучания цвета и восприятия его человеческим глазом. I способ. Наибольшее звучание краски вызывает дополнительный цвет. Например, положите в рисунке рядом с синей краской оранжевую и обе они зазвучат сильнее, или каждая в отдельности на фоне белой бумаги. Но дополнительные краски усиливают силу звучания только тогда, когда они разные по тону, то есть одна краска темнее, другая светлее, или если обе они не очень яркие. Если по замыслу краски, дополняющие друг друга яркие, сочные, то они должны заметно отличаться по площади. Если же яркие дополнительные краски сделать по площади одинаковыми или разбросать по всему листу, то работа получится пёстрой, смотреть на неё будет неприятно. II способ. Звучание краски усиливается не только дополнительным цветом. Но и с помощью деления цветов на тёплые и холодные. Правильное их сочетание также усиливает звучание цвета. Например, оранжевый кружочек обвести тонкой (помня также I способ: различие по площади) синей линий, то он будет казаться ярче, чем без обводки. III способ. Загрязнение краски вокруг (или частично) того места, которое мы хотим сделать ярким, звучным (например, добавить чёрного или тёмно-синего цвета). IV способ. Закрашивание рисунка, предмета с «оттенком». Например, вам надо нарисовать натюрморт. Вы определили цвета предметов: ткань – тёмно-зелёная, горшочек – оранжевый, помидор – красный. Но если вы закрасите все предметы только этими красками, то натюрморт не получится. Даже если и удастся передать светотени, вы не передадите фактуры ткани, глазурованного горшочка, помидора. Вместо художественного рисунка у вас получатся грубо закрашенные пятна. Дело в том, что все предметы отражают свет и натюрморт «подцвечивает» со всех сторон различными цветовыми оттенками этого отраженного цвета (помните о рефлексах?) Не опытный глаз их не видит, но это не значит, что их нет совсем. Помните: надо рисовать то, что видим, плюс то, что знаем! Поэтому добавление многочисленных оттенков совершенно необходимо, хотя они и не должны разбивать основной цвет предмета. На практике, для получения этих оттенков, в основной цвет предмета добавляют, подмешивают (на палитре) небольшое количество других цветов, которые на рисунке плавно переходят один в другой. Конечно, резко разницы между всеми этими способами нет. Например, если рисовать с «оттенками», то следует подмешивать или тепло-холодные цвета, или дополнительные, или загрязненные. Художники для усиления яркости, звучности красок редко применяют какой-то один из четырёх перечисленных приёмов, как правило, используют все. |
![]() | Учитель: Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости,... | ![]() | Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости,... |
![]() | Иммануилом Кантом: «Что я могу знать? На что я должен надеяться? Что я есть такое? Что я должен делать?» Ни одна гуманитарная наука... | ![]() | По мере повышения температуры тело начинает светиться малиновым цветом, переходящим в красный цвет («красное каление»), а затем в... |
![]() | Б это наука, изучающая законы и методы накопления, обработки и сохранения информации с помощью ЭВМ | ![]() | Также легко можно подобрать цвет волос, макияж. С помощью компьютерной модели можно заранее увидеть, подойдет ли клиенту та или иная... |
![]() | Роль математического образования в обществе определяется значением математики и как элемента современной культуры, и как средства... | ![]() | Учебный план школы как нормативный акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение... |
![]() | Учебный план школы как нормативный акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение... | ![]() | Учебный план школы как нормативный акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение... |