|
Центральный административный округ города Омска БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №17» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 28 августа 2015 года протокол №1 Председатель _________ М.В. Чешегорова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По физике Уровень образования (класс) среднее (полное) общее образование, 10-11 классы. Класс 10 - 11 Количество часов – 140 (базовый уровень) 350 (профильный уровень) Учитель – Васина Лариса Валерьевна Программа разработана на основе:
Нормативно – правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа: Рабочая программа по физике для 10 - 11классов разработана в соответствии:
Физика 10-11 кл.Пояснительная запискаРабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (базовый уровень) и авторской программы Г.Я.Мякишева 2009 года (сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., Москва: Дрофа, 2009 г.). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Единая структура содержания обязательного минимума и изучение физики по одному учебнику на базовом и профильном уровнях создает особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путем расширение (при необходимости), знаний учащихся при изучении физики в объеме профильного курса, явилось обоснованием выбора данной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Высокая плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на решение физических задач. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематическое планирование и КИМы. Общая характеристика учебного предмета Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. Изучение физики в средней образовательной школе направлено на достижение следующих целей: Цель изучения физики Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующей цели:
Эта цель достигается благодаря решению задач, которые можно назвать ценностными ориентирами содержания предмета: Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:
Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 10, 11 классах 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования и 350 часов профильного уровня за 2 года обучения (2 ч /5 ч в неделю). Программа имеет универсальный характер, так как может быть использована при построении процесса обучения физике при 2- и 5- часовом преподавании, т.е. при реализации базового и профильного уровней стандарта. Информация, относящаяся к базовому уровню, набрана прямым шрифтом, относящаяся же только к профильному выделена курсивом.. В скобках указывается число часов при 2- и 5- часовом вариантах обучения. Таким образом, созданы условия для вариативного обучения физике. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах возможно преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Результаты обучения Результаты освоения курса физики. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает продолжение формирования у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе полного общего образования являются: Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета Деятельность учителя в обучении физике в полной школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
В области предметных результатов учитель предоставляет ученику возможность на ступени полного общего образования научиться:
Метапредметными результатами освоения выпускниками полной школы программы по физике являются:
Основное содержание программы 10-11 классы 140/350 ч за два года обучения (2 ч/5 ч в неделю) 1. Ведение. Основные особенности физического метода исследования (1 ч/3 ч) Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент – гипотеза – модель – (выводы-следствия с учетом границ модели) – критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира. 2. Механика (22 ч/57 ч) Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения. Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил.Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Демонстрации Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета. Явление инерции. Инертность тел. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Взаимодействие тел. Невесомость и перегрузка. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Виды равновесия тел. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Изменение энергии тел при совершении работы. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Свободные колебания груза на нити и на пружине. Вынужденные колебания. |
![]() | Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000 г | ![]() | Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации n 686 от 03. 2000 |
![]() | Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 1355 от 19. 05. 1999 г | ![]() | Направление подготовки 100200 Туризм утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «12» июля 2005... |
![]() | Тригонометрия” И. Гельфанд, С. Львовский А. Тоом; “Тригонометрия. Техника решения задач” М. В. Лурье; “Математика. Элементы тригонометрии.... | ![]() | Программа разработана на основе авторской программы Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. и др. / Программы общеобразовательных учреждений... |
![]() | Направление подготовки 230200 Информационные системы утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от... | ![]() | Направление подготовки 230200 Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12... |
![]() | Факультативный курс «Решение нестандартных задач» предназначен для учащихся 5 классов. Программа курса посвящена рассмотрению ряда... | ![]() | Мобу «Староладожская средняя общеобразовательная школа» за 2011-2012 учебный год содержит информацию об основных результатах и перспективах... |