                              
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
Колледж автомобильного транспорта № 9
ГБПОУ КАТ № 9
(ул. Вятская, д.78, стр.3.)
Методическая разработка
учебного занятия по дисциплине математика
по теме:
«Отбор корней в тригонометрических уравнениях» 1 курс 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)
| Преподаватель:
Жукова Т.С., преподаватель первой квалификационной категории, к.п.н
|
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ Данное занятие разработано для студентов 1 курса, осваивающих среднее общее образование в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).
Тема «Тригонометрические уравнения» входит в раздел «Уравнения и неравенства», на ее освоение отведено 18 часов (9 учебных занятий по 90 минут):
Простейшие тригонометрические уравнения вида cos x = a, sin x =a.
Простейшие тригонометрические уравнения вида tg x= a, ctg x =a.
Решение тригонометрических уравнений, сводящиеся к простейшим.
Различные методы решения тригонометрических уравнений.
Тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям.
Арифметический и алгебраический способы отбора корней в тригонометрических уравнениях.
Геометрический и функционально-графический способы отбора корней в тригонометрических уравнениях.
Отбор корней в тригонометрических уравнениях.
Обобщающее занятие по теме.
Сдача экзамена в форме ЕГЭ для учащихся средних профессиональных образовательных учреждений является не обязательной, только по желанию студента.
План-конспект занятия № 8
Технологическая карта учебного занятия
Паспорт учебного занятия
Преподаватель
| Жукова Татьяна Сергеевна
| Дисциплина
| Математика
| Группа
| ОПТ-11
| Специальность
| 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)
| Тема урока
| Отбор корней в тригонометрических уравнениях
| Тип занятия
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Вид занятия
| Комбинированный урок
| Форма организация учебного занятия
| Фронтальная, работа в парах
| Внутрипредметные связи
| Связь с темой основы тригонометрии, свойства и графики тригонометрических функций, неравенства.
| Информационное обеспечение (дидактический материал)
| Справочник, раздаточный материал, презентация урока, варианты самостоятельных работ
| Техническое и программное обеспечение
| Интерактивная доска.
| Педагогическая технология (и)
| Технология системно-деятельностного подхода
Элементы технологии взаимного обучения, технологии критического мышления (этапы реализации: вызов, осмысление, рефлексия)
| Цель занятия
| Создать условия для применения различных методов отбора корней в тригонометрических уравнениях
| Задачи занятия
1.Обучающие:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
| - обеспечить восприятие, осмысление и применение различных методов отбора корней в тригонометрических уравнениях;
- закрепить умение решать тригонометрические уравнения различными методами;
- продемонстрировать возможности использования полученных знаний при решении задач
- развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы);
- развивать самооценку своей самостоятельной деятельности на учебном занятии; развивать умения анализировать свои ошибки и исправлять их в процессе решения задач
-развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать умение слушать друг друга; добросовестное отношение к учебному труду, ответственность, честность, сопереживание успехам и неудачам одногруппников.
| Ожидаемые результаты:
| Формируемые компетенции:
Самоорганизация, самообучение
Информационный блок
Коммуникационный блок
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач, профессионального и личностного развития
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| Учебный продукт:
| Практическая работа в парах
Самостоятельная работа.
Оценочный лист
| Домашнее задание:
| Решение задач из пособия по математике «ЕГЭ 2012» Задача С1, стр 84, Тренировочная работа 5.1
|
Структура учебного занятия
(ход занятия) Дидактическая структура
занятия
Этапы
занятия,
время
| Цель
| Деятельность преподавателя
| Деятельность студента
| Методы,
приемы
| Методы контроля
| Формируемые
компетенции
| Орг. момент 5 мин.
| Сообщение темы, постановка цели, задач занятия, знакомство с планом занятия
| Проверка готовности к занятию, сообщение темы, постановка целей учебного занятия.
| Подготовка информации дежурным (старостой), проверка готовности к занятию, принятие и осмысление целей и задач занятия
| Словесно-наглядный
| Наблюдение
| ОК 2
| Актуализация знаний 10 минут
| Подготовка к восприятию учебного материала (повторение темы)
| Демонстрация задания на интерактивной доске, обеспечение контроля за выполнением задания
| Заполнение пробелов в формулах с помощью которых решаются простейшие тригонометрические уравнения, повторение методов решения тригонометрических уравнений.
| Словесно-наглядный,
репродуктивный
| Наблюдение, взаимоконтроль
| ОК 2
ОК 6
| Практическая работа.
(работа в парах) 35 минут
| Обеспечение уровня осмысления и понимания изученного материала, используя ранее приобретенные навыки, умение применить их для решения задач
| Установление правильности и осознанности усвоения изученного материала, предоставление алгоритмов действий, демонстрация ключей по истечению времени.
| Решение заданий в парах, обсуждение решения, после сверка с ключами.
При возникновении трудностей консультация с преподавателем.
| Практический (осмысление),
дискуссия
| Самопроверка,
взаимопроверка
| ОК 2
ОК 4
ОК 6
ОК 7
| Самопроверка. Самооценка
10 минут
| Осмысление студентами своих действий, развитие способности к самооценке
| Качественная характеристика общей работы студентов на занятии, так и отдельных студентов.
| Осуществление самооценки , соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, обсуждение результатов
| Практический, словесный, дискуссия
| Наблюдение,
Самопроверка, устный опрос
| ОК 2
ОК 6
ОК 7
| Проверочная работа по вариантам
20 минут
| Проверка степени усвоения материала.
| Контроль за выполнением проверочной работы
| Решение тригонометрических уравнений различными способами, отбор корней по данным условиям
| Индивидуальная
| Проверка проверочной работы
| ОК 2
ОК 4
| Подведение итогов занятия, рефлексия,
5 минут
| Подведение итогов занятия, уровня достижения целей
| Постановка контрольных вопросов по теме.
| Формулирование конечного результата своей работы на занятии Соотнесение результатов с целью занятия.
| Практический, словесный
| Наблюдение,
Самопроверка, устный опрос
| ОК 2
ОК 6
ОК 7
| Домашнее задание,
5 минут
| Понимание цели, способов выполнения домашнего задания
| Устные методические рекомендации по выполнению домашнего задания.
| Запись, восприятие информации, осмысление
| Словесный
| Наблюдение, вопросы
| ОК 2
ОК 4
| Перечень литературы при подготовке к занятию
Башмаков М.И. Математика. / М.И. Башмаков - Москва, ACADEMA, 2010.
Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа 10-11 кл. / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2010.
Учебно-методическое пособие «Готовим к ЕГЭ хорошистов и отличников»: лекции 1-4) /А.Г. Корянов, А.А Прокофьев.-М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2012, 104 с.
ШестаковС.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С1 /Под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: МЦНМО, 2011. – 120 с.
Ход занятия
Орг. Момент. (Готовность к уроку, кол-во присутствующий).
Тема урока: Отбор корней в тригонометрических уравнениях.
Цели:
- закрепить умение решать тригонометрические уравнения различными методами;
- уметь применять различные методы отбора корней в тригонометрических уравнениях;
- продемонстрировать возможности использования полученных знаний при решении задач
- осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь (работать в парах)
Актуализация знаний (фронтальный опрос).
Задание №1 Расставить числа в порядке возрастания.
 Ответ:  Задание №2. Вспомнить формулы, по которым решаются простейшие уравнения и заполнить пропуски в таблице.
1) cos x = a
| 1) x=±arccos a+____n, nÎZ
| 2) sin x = a
| 2) x=____arcsin a+pn, nÎZ
| 3) tg x = a
| 3) x=________+pn, nÎZ
| 4) ctg x = a
| 4) x=arcctg a+__n, nÎZ
|
Ответ:
1) cos x = a
| 1) x=±arccos a+2pn, nÎZ
| 2) sin x = a
| 2) x=(-1)narcsin a+pn, nÎZ
| 3) tg x = a
| 3) x=arctg a+pn, nÎZ
| 4) ctg x = a
| 4) x=arcctg a+pn, nÎZ
|
Задание № 3. Соотнесите вид уравнения с методом его решения:
Вид уравнения
| Метод его решения
| 1
|

| а
| Ввести новую переменную
| 2
| 3tg2x + 2 tg – 1=0
| б
| Поделить правую и левую часть на cos2x
| 3
| 2sinx cosx – cosx = 0
| в
| Введение вспомогательного аргумента
| 4
| 2sin2x – 3sinx cosx – 5cos2 x=0
| г
| Разложение на множители
|
Ответ: 1-в, 2-а, 3-г, 4-б. Задание №4. Необходимо отобрать корни принадлежащие отрезку [π;150π]. Какой способ отбора корней более эффективен? Почему?
а) геометрический,
б) алгебраический,
в) функционально-графический. Ответ: а
Практическая работа. (Работа в парах).
Практическая работа.
Решите задания, обсудите способы решения с соседом по парте, запишите решение и полученный ответ в тетрадь, сверьтесь с ответами, сообщите о готовности преподавателю. Задание №1 Разбейте общее решение на совокупности двух серий решений.
Вид уравнения
| Общая формула серии решений
| Совокупность серий решений
| 1) cos x = a
| 1) x=±arccos a+2pn, nÎZ
|
| 2) sin x = a
| 2) x=(-1)narcsin a+pn, nÎZ
|
| 3) tg x = a
| 3) x=arctg a+pn, nÎZ
|
| 4) ctg x = a
| 4) x=arcctg a+pn, nÎZ
|
|
Задание №2 Изобразите на тригонометрической окружности точки:
, - , , , ,
Назовите точки, имеющие одинаковые координаты Задание №3
Решите уравнение графически и запишите в ответ корни, принадлежащие отрезку [-2π; 0]
sin ( Задание №4
Запишите все числа, соответствующие точкам числовой окружности:
 Задание №5
Найдите все корни уравнения (tg x + )(2cos x – 1)=0, удовлетворяющие неравенству sin x>0
Самооценка, самопроверка.
Сверка с ответами практической работы, самостоятельная оценка работы, занесение результатов в оценочный лист, обсуждение. Ответы для самопроверки
Задание №1
x= n
x= n
x= n
x= n
За каждую правильную совокупность поставьте 1 балл. Задание №2
и
и
и
За каждую правильную точку поставьте 0,5 балла У Задание №3
У =
У =sin (
0 х


Ответ: , 
За верное графическое решение поставьте 2балла и за верный отбор корней, принадлежащий промежутку еще 1балл.
Задание №4
Ответ: 
За каждую правильную точку поставьте 1 балл.
Задание №5
Ответ: х=
За верное решение поставьте себе 3 балла.
Заполните оценочный лист, оцените свою работу по данным критериям
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.О. _______________________ Группа ____________
Задание
| Способ оценки
| Кол-во баллов
| №1
| взаимопроверка, самооценка
максимум: 4 балла
|
| №2
| взаимопроверка, самооценка
максимум: 3 балла
|
| №3
| взаимопроверка, самооценка
максимум: 3 балла
|
| №4
| взаимопроверка, самооценка
максимум: 3 балла
|
| №5
| взаимопроверка, самооценка
максимум: 3 балла
|
|
|
Самооценка_________
| Всего баллов:
| КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«5» - 14 -16 баллов; «4» - 11- 13 баллов; «3» - от 8 -10 баллов.
Проверочная работа по вариантам
1 вариант
| 2 вариант
| Найдите все целые решения двойного неравенства
|

|

| Найти все корни уравнения, изобразить их на тригонометрической окружности, в ответ записать корни, удовлетворяющие неравенству:
| (1-2sin x)(2sin x + ) =0
cos x ≤ 0
| (1+2cos x)(2cos x - ) =0
sin x≥ 0
| Решите уравнение
| 3sin2x + 5sin x + 2 =0
| 8sin2x - 2sin x - 3 =0
| Из решения задания №3 найдите корни уравнения, принадлежащие данному отрезку
| [ ]
| [ ]
|
Работа проверяется преподавателем.
Ответы
1 вариант
| 2 вариант
| 1
| -1, 0, 1
| 1
| 0, 1, 2
| 2
|

| 2
|

| 3
|


| 3
|


| 4
|

| 4
|

|
Критерии оценки
За каждое верно выполненное задание 1 балл
«5» - 4 балла, «4» - 3 балла, «3» - 2 балла. 6. Подведение итогов. Рефлексия. Подведение итогов, выставление оценок.
-Достигнуты ли цели занятия?
- Остались ли вопросы по данной теме?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Решение задач из пособия по математике «ЕГЭ 2012» Задача С1, стр 84, Тренировочная работа 5.1.
Анализ проверочной работы
Кол-во групп
| Всего чел.
| Присутствующие
| Результаты проверочной работы
|
|
| Явившихся
| Отсутствующих
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| %
качество знаний
| %
обученности
| Ср. балл
| 1
| 26
| 24
| 2
| 3
| 11
| 10
| -
| 58
| 100
| 3,7
| |