Пояснительная записка Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и составлена на основе следующих документов: 1. Примерной программы основного общего образования по математике с использованием рекомендаций авторской программы Геометрия 10 – 11. Составитель: Т. А. Бурмистрова / М.: «Просвещение», 2009 г. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. 2. Стандарта основного общего образования по математике. (Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№ 4, -с.4) Общая характеристика учебного предмета. При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения е неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи: систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач; расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей; изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач; развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления; знакомство с основными идеями и методами математического анализа. Цели Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Программа составлена в соответствии с учебником: «Геометрия» для 10-11 классов образовательных учреждений / Погорелов А.В., М.: «Просвещение», 2009 год. Согласно авторской программе планирование учебного материала по геометрии на базовом уровне среднего (полного) общего образования рассчитано на 1,5 часа. В региональном базисном учебном плане, на основе которого построен учебный план МОУ «Илирская СОШ №2», планирование учебного материала по геометрии на базовом уровне рассчитано на 2 часа. На основании этого в рабочей программе на изучение предмета было добавлено 17 часов. На дополнительное изучение включены следующие темы: «Разбиение пространства плоскостью на два полупространства», «Обобщающий урок по теме "Аксиомы стереометрии"» в разделе «Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия»; «Решение задач по теме "Признак параллельности прямой и плоскости"», «Обобщающий урок по теме "Признак параллельности прямой и плоскости"», «Решение задач по теме "Параллельность плоскостей. Свойства параллельных плоскостей"» в разделе «Параллельность прямых и плоскостей»; «Решение задач по теме "Перпендикулярность прямых в пространстве"», «Перпендикулярность прямой и плоскости», «Обобщающий урок по теме "Теорема о трех перпендикулярах"», «Решение задач по теме "Признак перпендикулярности плоскостей"», «Обобщающий урок по теме "Перпендикулярность плоскостей"» в разделе «Перпендикулярность прямых и плоскостей»; «Введение декартовых координат в пространстве», «Решение задач по теме: "Угол между прямой и плоскостью"», «Решение задач по теме "Угол между плоскостями"» в разделе «Декартовы координаты и векторы в пространстве». На повторение учебного материала в конце года дополнительно добавлено 4 часа, а также итоговая контрольная работа. Данные изменения утверждены на МО. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала Основными средствами контроля являются тематические контрольные работы. Предусматривается проведение 5 контрольных работ. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов. В программе года возможны расхождения в количестве часов на изучение отдельных тем. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать / понимать:
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Содержание учебного предмета «Геометрия», 10 класс, авт. А.В. Погорелов.
Аксиомы стереометрии. Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку. Замечание к аксиоме 1. Пересечение прямой с плоскостью. Существование плоскости, проходящей через три данные точки. О с н о в н а я ц е л ь — сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии. Тема играет важную роль в развитии представлений учащихся, фактически впервые встречающихся здесь с пространственной геометрией. Поэтому преподавание следует вести с широким привлечением моделей, рисунков. В ходе решения задач следует добиваться от учащихся проведения доказательных рассуждений.
Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых. Признак параллельности прямой и плоскости. Признак параллельности плоскостей. Свойства параллельности плоскостей. Изображение пространственных фигур на плоскости и его свойства. О с н о в н а я ц е л ь — дать учащимся систематические знания о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. В теме обобщаются известные из планиметрии сведения о параллельности прямых. На примере теоремы о существовании и единственности прямой, параллельной данной, учащиеся получают представление о необходимости заново доказать известные им из планиметрии факты в тех случаях, когда речь идет о точках и прямых пространства, а не о конкретной плоскости. Задачи на доказательство решаются во многих случаях по аналогии с доказательствами теорем; включение задач на вычисление длин отрезков позволяет целенаправленно провести повторение курса планиметрии: равенства и подобия треугольников; определений, свойств и признаков прямоугольника, параллелограмма, ромба, квадрата, трапеции и т. д. Свойства параллельного проектирования применяются к решению простейших задач и практическому построению изображений пространственных фигур на плоскости.
Перпендикулярные прямые в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Свойства перпендикулярности прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Признак перпендикулярности плоскостей. Свойства параллельности и перпендикулярности плоскостей. О с н о в н а я ц е л ь — дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. Материал темы обобщает и систематизирует известные учащимся из планиметрии сведения о перпендикулярности прямых. Изучение теорем о взаимосвязи параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, а также материал о перпендикуляре и наклонных целесообразно сочетать с систематическим повторением соответствующего материала из планиметрии. Решения практически всех задач на вычисление сводятся к применению теоремы Пифагора и следствий из нее. Во многих задачах возможность применения теоремы Пифагора или следствий из нее обосновывается теоремой о трех перпендикулярах или свойствами параллельности и перпендикулярности плоскостей. Тема имеет важное пропедевтическое значение для изучения многогранников. Фактически при решении многих задач, связанных с вычислением длин перпендикуляра и наклонных к плоскости, речь идет о вычислении элементов пирамид.
Декартовы координаты в пространстве. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. Векторы в пространстве. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. [Разложение вектора по координатным осям. Коллинеарность векторов.] О с н о в н а я ц е л ь — обобщить и систематизировать представления учащихся о векторах и декартовых координатах; ввести понятия углов между: скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями. Рассмотрение векторов и системы декартовых координат носит в основном характер повторения, так как векторы изучались в курсе планиметрии, а декартовы координаты — в курсе алгебры девятилетней школы. Новым для учащихся является пространственная система координат и трехмерный вектор. Различные виды углов в пространстве являются, наряду с расстояниями, основными количественными характеристиками взаимного расположения прямых и плоскостей, которые будут широко использоваться при изучении многогранников и тел вращения. Следует обратить внимание на те конфигурации, которые ученик будет использовать в дальнейшем: угол между скрещивающимися ребрами многогранника, угол между ребром и гранью многогранника, угол между гранями многогранника. Основными задачами в данной теме являются задачи на вычисление, в ходе решения которых ученики проводят обоснование правильности выбранного для вычислений угла.
Аксиомы стереометрии и их простейшие свойства. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Декартовы координаты и векторы в пространстве О с н о в н а я ц е л ь – обобщить и систематизировать знания, полученные в курсе 10 класса. Учебно – методический комплект включает в себя: Учебник: Геометрия. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / А. В. Погорелов. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с. Пособия для учителя: 1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10 – 11 классы [авт.-сост. Т. А. Бурмистрова]. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с. 2. Стандарт общего образования по математике. 3. Геометрия в 10 классе: Метод. рекомендации к учеб. А. В. Погорелова: Пособие для учителя / А. Н. Земляков. –3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2002. – 222 с. 4. Контрольные работы по геометрии. 10 класс. – М.: НПО «Образование от А до Я», 1999. – 72 с. Пособия для учеников: 1. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса / Б. Г. Зив. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с. Информационно – методическая и Интернет – поддержка 1. Приложение к Первому сентября «Математика»: электронный вариант, или cайт www prosv. гu (рубрика «Математика»). 2. Интернет – школа Просвещение. ru |
![]() | На основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | ![]() | Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.(Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы/ сост. Т. А.... |
![]() | Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях | ![]() | Рабочая программа по математике для 7 класса мбоу капыревщинской средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального... |
![]() | Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы/ сост.... | ![]() | Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина составитель Т. А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008.... |
![]() | Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина составитель Т. А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011.... | ![]() | Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина составитель Т. А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 |
![]() | Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования... | ![]() | Рабочая программа учебного курса по алгебре составлена на основе авторской программы «Алгебра 8» под ред. С. М. Никольского, серии... |