![]() ![]() ![]() Методическая разработка урока математики по теме «Решение тригонометрических уравнений» 10 класс. учитель математики МБОУ СОШ №22 г. Балаково Саратовской области ДесятниченкоВалентина Ивановна Аннотация Методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме « Решение тригонометрических уравнений». Разработка включает в себя план урока, презентацию к уроку, приложения. Урок разработан для учащихся 10 класса, однако может использоваться и в 11 классе при подготовке учащихся к ЕГЭ. содержание Введение 4 Основная часть 5 I. методическое обоснование темы 5 II.методические рекомендации по проведению урока 5 III. план урока 6 1. цели и задачи урока 6 2. Технологическая карта урока ……………………………………….7-8 3. организационный этап . 9 4.Сообщение темы и цели урока ………………………………………9-10 5.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний ……………………………………………10-11 6. Актуализация знаний учащихся. 11-14 7. Введение новых знаний 15-19 8. Физкультминутка………………………………………………………..20 9.Самостоятельное применение полученных знаний 20 10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (РЕФЛЕКСИЯ) домашнее задание и его инструктаж 21 11. Литература для учащихся 23 12. Литература для учителя……………………………………………….23 13. Приложения 24-26 заключение 27 ВВЕДЕНИЕ. Умения решать уравнения являются одним из показателей уровня математического развития, глубины изучения учебного материала. Тригонометрические уравнения имеют важное значение в общем ряду всех видов алгебраических уравнений относительно тригонометрических функций неизвестного аргумента. Умение осуществлять поиск решения уравнения способствует формированию математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках . Важную роль при решении уравнений имеет формирование алгоритмического мышления, воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые . Основная цель – сформировать у учащихся умение решать простейшие тригонометрические уравнения и ознакомить с основными приемами решения тригонометрических уравнений. Тема «Решение тригонометрических уравнений» изучается в 10 классе, в III четверти. На изучение темы отводится 14 часов. В данной методической разработке приводится описание 10-го урока темы. Изучение темы «Решение тригонометрических уравнений » в школьном курсе математики является достаточно актуальным, так как в задании С1 ЕГЭ по математике предлагается решить тригонометрическое уравнение, более того, часто необходимо при решении этих уравнений использовать метод отбора корней. Также на математических олимпиадах в старших классах в тригонометрическом материале представлены именно тригонометрические уравнения. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Урок « Решение тригонометрических уравнений » занимает важное место в систематическом курсе математики 10-го класса, это десятый урок в теме « Решение тригонометрических уравнений и неравенств ». Учащиеся к этому времени знают формулы решения тригонометрических уравнений, умеют решать простейшие тригонометрические уравнения, определяют тип тригонометрического уравнения и знают методы их решения,. Используя уже имеющиеся знания учащихся, учитель развивает представления о тригонометрических уравнения.
Анализ материала, посвящённого решению тригонометрических уравнений в учебнике «Алгебра и начала анализа» для 10-11 классов под ред. А.Н.Колмогорова свидетельствует, что различные типы тригонометрических уравнений представлены в пособиях по математике для средней школы. Значит, перед учителем стоит задача - формировать у учащихся умения решать уравнения каждого типа. Поэтому на уроке нужно обратить внимание учащихся на этот аспект. Вначале проверяются формулы решения тригонометрических уравнений с помощью математического диктанта. Для того, чтобы учащиеся могли вспомнить типы уравнений проводится фронтальная беседа, определяются методы их решения. Далее рассматривается новый метод решения уравнения, который и предложен в дифференцированной самостоятельной работе. В задании С1 ЕГЭ по математике надо решить уравнение с дополнительными условиями, поэтому на уроке рассматриваются два таких уравнения. Для улучшения мозгового кровообращения и снятия усталости зрительного анализатора проводится динамическая физкультурная пауза. В конце урока проводится дифференцированная самостоятельная работа по карточкам с последующей проверкой. Итог урока и оценивание результатов работы каждый ученик выполняет самостоятельно, заполнив оценочный лист. Представленная методика проведения урока позволяет с первых минут включить учащихся в активный познавательный процесс. III. План урока
Образовательная программа: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев : Математика. 5-11 класс / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк .- М. : Дрофа, 2004.- 320 с. Учебник: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый/ [А. Н.Колмогоров, А.М. Абрамов , Ю.П. Дудницын и др. ] - М.: Просвещение, 2010 Класс: 10 Тема: Решение тригонометрических уравнений Продолжительность: 45 минут ИКТ: ЭОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), Технологические особенности: для просмотра ЭОР необходимо установить на компьютере следующие программы: Power Point-2007. Методическая цель урока:. активизация познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности, самоконтроля на уроках математики. Образовательная цель: обобщить и расширить знания учащихся по типам тригонометрических уравнений и способам их решения. Развивающая цель: развитие познавательных умений, логического мышления, творческого подхода к выполнению предложенных заданий Воспитательная цель: воспитание самостоятельности, любознательности, трудолюбия, внимательности. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Вид урока: смешанный Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки (Приложение 1,2,3,4,5). Межпредметные связи:
Технологическая карта урока математики по теме «Решение тригонометрических уравнений». Десятниченко Валентина Ивановна, учитель математики МБОУ СОШ №22 г. Балаково Саратовской области
Литература для учащихся 1. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый/ [А. Н.Колмогоров, А.М. Абрамов , Ю.П. Дудницын и др. ] - М.: Просвещение, 2010
Литература для учителя 1. Аджиева А. Тригонометрические уравнения // Математика. Приложение к газете «Первое сентября» № 33, 2001г. 2.Гилемханов Р.Г. Освободимся от лишней работы (при решении однородных триг.уравнений) //Математика в школе. 2000. № 10. С.9 3. Звавич В.И., Пигарев Б.П. Тригонометрические уравнения //Математика в школе. 1995. № 2. С.23-33 4. Звавич В.И., Пигарев Б.П. Тригонометрические уравнения (решение уравнений + варианты самостоятельных работ) //Математика в школе. № 3, С.18-27. 5. Колмогоров А.Н. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый/ [А. Н.Колмогоров, А.М. Абрамов , Ю.П. Дудницын и др. ] - М.: Просвещение, 2010 6. Мирошин В. Отбор корней в тригонометрических уравнениях.// Математика. Приложение к газете «Первое сентября» № 17, 2006г. 7. Мордкович А.Г. Беседы с учителем. М.: ООО “Издательский дом “ОНИКС 21 век”:ООО “Издательство “Мир и Образование”, 2005”. 8. Орлова Т. Решение однородных тригонометрических уравнений: Конкурс “Я иду на урок” //Математика. Приложение к газете «Первое сентября» № 48, 1999г. 9. Смоляков А.Н., Севрюков П.Ф. Приемы решения тригонометрических уравнений //Математика в школе. 2004. № 1. С. 24-26. 10. Шабунин М. Тригонометрические уравнения. // Математика. Приложение к газете «Первое сентября» № 12,13, 1995г. 11. Филатов В.Г. О потере корней при решении тригонометрических уравнений //Математика в школе. 1991. №2. С.57-59. 12. Шабашова О.В. Приемы отбора корней в тригонометрических уравнениях //Математика в школе. 2004. №1. С.20-24. Приложение №1. Лист опроса
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5 Оценочный лист
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Методическая разработка урока соответствует содержанию программы, целям и поставленным задачам урока. Данный урок способствует формированию знаний о тригонометрических уравнениях. На уроке развиваются и отрабатываются умения определять тип и решать тригонометрические уравнения. С первых минут ученики активно включаются в диалог с учителем. На третьем, четвертом этапе проверяются ранее усвоенные знания, которые служат основой для формирования новых знаний. На пятом этапе происходит формирование основных знаний по теме. На последних этапах подводятся итоги обучения в виде фронтальной проверки знаний посредством дифференцированной самостоятельной работы, что помогает учителю и ученикам увидеть типичные ошибки, осмыслить тему при коллективном характере работы. На уроке реализуются принципы: доступности, наглядности, соблюдается принцип систематичности и последовательности формировании знаний и умений учащихся по данной теме. Применение элементов исследовательской деятельности позволяет решить проблему активизации познавательного интереса учащихся и дифференцированного оценивания. |
![]() | Место выполнения работы: гапоу со «Екатеринбургский экономико-технологический колледж», г. Екатеринбург | ![]() | Данная методическая разработка урока математики выполнена для обучающихся 2 курса политехнического техникума по теме «Наибольшее... |
![]() | Тема занятия: «Показательные уравнения. Решение простейших уравнений и сводящихся к ним показательных уравнений» | ![]() | |
![]() | Название работы: «Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Решение тригонометрических уравнений» | ![]() | Отработка умений и навыков при решении показательных уравнений, приводимых к квадратным |
![]() | Образовательные: обобщить, систематизировать знания и умения учащихся по применению методов решения тригонометрических уравнений,... | ![]() | «Решение тригонометрических уравнений» и обеспечить их применение при решении задач вариантов егэ |
![]() | Выполнена Ивановой Натальей Константиновной, учителем математики гбоу сош №401 Колпинского района Санкт Петербурга | ![]() | Французский писатель xixстолетия Анатоль Франс однажды заметил «Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать... |