       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
Р А С С М О Т Р Е Н О
на заседании МО математического цикла
Протокол №1 от ___ 08. 2014 г.
Председатель МО
___________ Л.Н.Пономаренко У Т В Е Р Ж Д А Ю
Директор МБОУ СОШ №8 ___________ И.П.Зыбина
Приказ №___ от __ 09. 2014 г. С О Г Л А С О В А Н О
Председатель МС
____________ Т.В.Черданцева
Протокол №1 от ___ 08. 2014 г.
Рабочая программа
Предмет
| алгебра
| Класс
| 8а
| Учебный год
| 2014-2015
|
Учитель: Черданцева Татьяна Владимировна
г. Новочеркасск
2014 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по алгебре для 8 класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по алгебре для 7-9 классов под редакцией А.Г.Мордковича. Рабочая программа и тематическое планирование согласно учебного плана рассчитана на 102 часа (по 3 часа в неделю) и ориентированы на учебник «Алгебра, 8 класс», автор А.Г.Мордкович и др. Курс алгебры 8 класса построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, доказывать, давать обоснования выполняемым действиям. В ходе работы на уроке закладываются основы для изучения смежных дисциплин стереометрии, физики, химии.
Целью изучения курса алгебры в 8 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной подготовки школьников.
Общеучебные цели
Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Общепредметные цели
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин (физика, химия, информатика и другие), продолжения образования.
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучения материала выстроено в четкую систему учебных занятий, отраженных в календарно-тематическом планировании, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты, намечены основные цели обучения:
формирование логического мышления для успешного решения задач математики;
развития коммуникативных навыков для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме;
систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников. Включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
При изучении учебного курса алгебры в 8 классе уделяется внимание задачам, направленным на развитие естественно-научного мировоззрения:
развитие интеллектуальных способностей;
формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики.
Способы, средства и формы организации учебной деятельности, обеспечивают активное включение ученика в решение учебных задач, учитывая требования к знаниям и умениям учащихся. В соответствии с общими показателями учебных достижений семиклассникам предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения. Все проверочные работы проводятся в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему. Использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий способствует развитию познавательной активности учащихся. Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения алгебры к изучению действительности и решению практических задач. Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
Формы работы: беседа, рассказ, лекция, диспут, дидактическая игра, дифференцированные задания, взаимопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско-творческий, модельный, программированный, решение проблемно-поисковых задач. Методы контроля усвоения материала: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные работы, тестирование, тесты).
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков. В ходе преподавания алгебры в 8 классе работа ведется так, чтобы учащиеся овладевали разнообразными способностями деятельности, смогли использовать приобретенные знания в повседневной жизни. В результате изучения учебного курса алгебры в 8 классе ученики должны знать/понимать:
Существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
Как используются математические формулы, уравнения ; примеры их применения при решении математических и практических задач
Как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.
Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.
Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира.
Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Должны уметь:
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления. Осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через другую
Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями. С многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни
Решать линейные, квадратные уравнения, системы двух линейных уравнений
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной
Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи
Изображать числа точками на координатной прямой
Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства
Находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей
Определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств
Описывать свойства изученных функций, строить их графики
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Формы промежуточной аттестации в 8 классе в форме контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала:
- фронтальная устная проверка,
- индивидуальный устный опрос;
- письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, тесты). Использование информационно-коммуникационных технологий в ходе изучения курса алгебры в 8 классе предполагает:
- использование мультимедийных презентаций при объяснении нового материала;
- использование электронных учебников для организации самостоятельной работы уч-ся по изучению теоретического материала;
- использование электронных таблиц, опорных схем, обеспечивающих визуальное восприятие учебного материала;
- использование электронных тренажеров для обработки навыков по основным темам курса алгебры 8 класс. В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий и Постановлением правительства о переносе выходных дней программа будет реализована в 8а классе за 97 часов:
I четверть - 27 часов
II четверть - 21 часов III четверть - 27 часов IV четверть - 22 часов
Контрольных работ – 9 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО АЛГЕБРЕ
в 8а классе на 2014-2015 учебный год
№п/п
| Тема
| Количество часов
| Знать
| Уметь
| Типы и формы учебной деятельности
| Примечание
| 1
| Повторение курса 7 класса
| 5
| Теоретический курс 6 класса
| Уметь применять знания теории на практике.
| Контрольная работа
|
| 2
| Алгебраические дроби
| 15
| понятие алгебраической дроби, основное свойство алгебраической дроби, правила
действий с алгебраическими дробями;
рациональное выражение, рациональное уравнение;
свойство степени с отрицательным показателем.
| выполнять действия с алгебраическими дробями (сокращение, сложение, вычитание,
умножение, деление, возведение в степень с целым показателем);
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать рациональные уравнения.
| Самостоятельные работы, проверочные работы
|
| 3
| Функция , свойства квадратного корня
| 15
| понятие корня из неотрицательного числа, понятие действительного числа;
свойства функции
свойства квадратных корней, правила извлечения квадратного
корня, алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби;
свойства функции у=|х|. Формула .
| извлекать квадратный корень из неотрицательного числа, выполнять действия с
действительными числами, преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни;
строить графики функций , у=|х|.
освобождаться от иррациональности в знаменателе дроби;
находить модуль действительного числа.
| Самостоятельные работы, проверочные работы
|
| 4
| Квадратичная функция. Функция 
| 16
| вид квадратичной функции и функции обратной пропорциональности, правила
построения графиков функций у=f(x-l), l=f(x)-m, y=f(x-l)-m, y=-f(x)
по известному графику функции y=f(x).
алгоритм решения квадратного уравнения графическим способом.
| строить графики функций вида: у=ах2
,y=kx+m, y=k/x, y=ax2+bx+c, y=√x, y=|х| и графики
функций вида у=f(x-l), l=f(x)-m, y=f(x-l)-m, y=-f(x)по известному графику функции y=f(x);
исследовать функции на чётность, монотонность, ограниченность;
строить и читать графики кусочных функций;
решать квадратные уравнения графическим способом.
| Самостоятельные работы, проверочные работы
|
| 5
| Квадратные уравнения
| 12
| алгоритм решения квадратного уравнения;
алгоритм решения рационального уравнения, биквадратного уравнения, формулы корней
квадратного уравнения;
алгоритм разложения квадратного трёхчлена на линейные множители
| применять формулы для нахождения корней квадратного уравнения;
решать рациональные уравнения, биквадратные уравнения методом введения новой
переменной;
выполнять разложение квадратного трёхчлена на линейные множители различными
способами;
решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат;
решать практические задачи с помощью рациональных уравнений.
| Самостоятельные работы, проверочные работы
|
| 6
| Элементы теории делимости
| 5
| свойства и признаки делимости; теорему о делении с остатком;
понятия наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное; какие числа
называются простыми; основную теорему арифметики натуральных чисел; сравнение по модулю.
| применять свойства и признаки делимости чисел;
выполнять деление с остатком; находить понятия наибольший общий делитель,
наименьшее общее кратное; применять основную теорему арифметики натуральных
чисел; применять сравнение по модулю для нахождения последней цифры произведения.
| Самостоятельные работы, проверочные работы
|
| 7
| Алгебраические уравнения
| 13
| способы деления многочлена на многочлен; способы разложения многочлена на
множители; понятие общий делитель и общее кратное для многочленов; методы решения
уравнений высших степеней; алгоритм решения рациональных уравнений, уравнений с
модулем и иррациональных уравнений; иметь представление о параметре.
| применять теорему Безу для нахождения остатка от деления многочлена на многочлен;
выполнять деление «в столбик» для многочленов; находить общий делитель и общее
кратное для многочленов; решать уравнения высших степеней; применять алгоритм
решения рациональных уравнений; решать уравнения с модулем и иррациональные
уравнения, решать квадратные уравнения, иррациональные уравнения с параметром.
| Самостоятельные работы, проверочные работы
|
| 8
| Неравенства
| 11
| свойства числовых неравенств, алгоритм решения квадратного неравенства, метод
интервалов для решения неравенств.
| решать линейные и квадратные неравенства;
применять свойства числовых неравенств для исследования функций на монотонность;
находить приближенные значения действительного числа по недостатку и избытку,
записывать действительное число в стандартном виде.
| Самостоятельные работы, проверочные работы
|
| 9
| Повторение.
| 4
| Основные правила, понятия за курс 8 класса.
| Уметь применять знания теории на практике.
| Контрольная работа.
|
| |