|
Натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби в задачах ОГЭ Выполнил: Семенов Дмитрий Образовательное учреждение: МНБОУ «Лицей №76» Класс: 5В Руководитель: Новолодская С.В., учитель математики МНБОУ «Лицей №76» Новокузнецк 2015 г. Содержание Введение………………………………………………………………………………..............3 Оглавление Введение……………………………………………………………………………………3
Заключение……………………………………………………………………………………..9 Список литературы……………………………………………………………………………10 Приложение №1 «Материал для изучения и анализа» Приложение №2 «Доля заданий доступных для учеников 5 класса от всей экзаменационной работы», ЧАСТЬ №1 – задание №1 (Модуль «Алгебра») Приложение №3 «ЧАСТЬ №1 – задание №12 (Модуль «Геометрия»)» Приложение №4 «ЧАСТЬ №1 – задание №14 (Модуль «Реальная математика»)» Приложение №5 «ЧАСТЬ №1 – задание №15 (Модуль «Реальная математика»)» Приложение №6 «ЧАСТЬ №1 – задание №16 (Модуль «Реальная математика»)» Приложение №7 «ЧАСТЬ №1 – задание №18 (Модуль «Реальная математика»)» Приложение №8 «ЧАСТЬ №1 – задание №20 (Модуль «Реальная математика»)» Приложение №9 «Результаты анкетирование учащихся 5-6 классов» Приложение №10 «Решение заданий ОГЭ» Введение С этого учебного года на уроках мы часто слышим аббревиатуру ОГЭ, учителя делают акценты на тех или иных темах, алгоритмах необходимых для подготовки к государственным экзаменам. Я учусь в 5 классе, увлекаюсь математикой, впереди еще 4 года, поэтому вопрос о том, когда необходимо начинать подготовку к государственному экзамену по любимому предмету для меня очень актуальный. «Есть ли среди заданий такие, которые под силу пятикласснику? Смогу ли выполнить их?» вот вопросы, на которые я решил ответить. Анализ содержания учебника математики позволил сделать вывод, что в этом учебном году мы расширяем знания по теме «Натуральные числа», «Обыкновенные дроби» и познакомимся с десятичными дробями. Эти три основных раздела и определили тему работы. Тема «Натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби в задачах ОГЭ». Цель работы: исследовать содержание контрольно-измерительных материалов ОГЭ на возможность решения заданий пятиклассником. Задачи:
Проблема: есть ли в контрольно-измерительных материалах ОГЭ по математике задания на действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Какую долю от всей экзаменационной работы они составляют. Объект исследования: демонстрационные КИМ по математике 2015 года. Предмет исследования: наличие заданий, решаемых на уровне 5 класса. Гипотеза: в контрольно – измерительных материалах ОГЭ по математике есть задания, решаемые на уровне 5 класса. Методы и приемы:
Практическая значимость – результаты работы над проектом могут стать основой для дискуссии на занятии «Живая математика» с учащимися 5-х классов по вопросу сроков начала подготовки к государственному экзамену.
ОГЭ – основной государственный экзамен в 9 классе за курс основной школы (5-9 класс). КИМ – контрольно-измерительные материалы, экзаменационные задания по математике. Общее время экзамена – 235 минут. Всего в работе 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня (часть 1), 4 задания повышенного уровня (часть 2) и 2 задания высокого уровня сложности (часть 2). Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Первая часть представлена заданиями из трех модулей, вторая из двух. За каждое правильно выполненное задание части 1 выставляется 1 балл. Во второй части задания расположены по нарастанию сложности и оцениваются в 2, 3, 4 балла. Для успешной сдачи экзамена необходимо набрать в сумме не менее 8 баллов, из них: не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика». «Алгебра» - раздел математики изучающий алгебраические операции. «Геометрия» - раздел математики изучающий плоские и пространственные фигуры их свойства и отношения. «Реальная математика» - математика в реальном мире (жизни).
Изучение и анализ содержания контрольно-измерительных материалов по математике ОГЭ в 2015 году проводилось на основе 10 демонстрационных вариантах, представленных в сборнике «ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под ред. И.В. Ященко. –М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 80с. (Приложение №1). В результате данной работы составлен классифицированный перечень заданий, решаемых на уровне ученика 5 класса в рамках тем «Натуральные числа», «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби». Под руководством учителя к каждому отобранному заданию даны комментарии на основе каких дополнительных алгоритмах, понятиях решаются задания. Определена доля заданий доступных для учеников 5 класса от всей экзаменационной работы (Приложение №2):
Таким образом, в каждом демонстрационном варианте экзаменационной работе мы нашли от 2 до 6 заданий, решаемых на уровне 5 класса в рамках тем «Натуральные числа», «Обыкновенные дроби». «Десятичные дроби», что составило от 7 до 23% всей работы.
Данная работа проходила в двух режимах: самостоятельное решение и решение под руководством учителя. Без помощи учителя были выполнены задания (Приложение №9):
Задания №1 модуль «Алгебра», №16 модуль «Реальная математика» и №20 модуль «Реальная математика» выполнялись частично с помощью учителя, так как их решение требовало введения новых правил и алгоритмов, которые мы будем изучать в 3-4 четверти 5 класса.
В рамках реализации проекта проведено анкетирование учащихся 5-6 классов по вопросу владения информацией об основном государственном экзамене по математике за курс основной школы. В опросе приняли участие ученики 5В и 6А классов – 46 респондентов. (Приложение №10) Вопросы анкеты: 1. Приходилось ли слышать вам аббревиатуру ОГЭ? 2. Знаете ли, что она означает? 3. Знаете ли вы, какие экзамены в 9 классе являются обязательными? 4. Знаете ли, структуру экзаменационной работы по математике в 9 классе? 5. Знаете ли, содержание экзаменационной работы по математике в 9 классе? 6. Как вы думаете, сможет ли ученик 5, 6 класса выполнить часть экзаменационных заданий? 7. Как вы думаете, с какого класса необходимо начинать подготовку к экзамену? 8. Хотели бы вы получить больше информации по вопросу ОГЭ по математике? Результаты анкетирования (Приложение №10): 1. На первый вопрос «Да - экзамен» ответили 100% учащихся. 2. Не смогли расшифровать аббревиатуру ОГЭ – 78%, 22% (10 учащихся) дали следующие формулировки: «Государственный экзамен» - 7 человек, «Объединенный государственный экзамен» - 2 человека, «Общественный государственный экзамен» - 1 3. На третий вопрос 100% учащихся ответили, что обязательные экзамены – русский язык и математика. 4. Структуру экзаменационной работы (часть А и В) знает один респондент – 2%, 98% отвели нет. 5. Никто из респондентов не знакомился с содержанием экзаменационной работы по математике, даже тот кто ответил что знает структуру («Слышал, рассказывал старший брат»). 6. 11 учащихся – 24% считают, что с частью заданий может справиться ученик 5-6 класса. 7. Считают, что к экзамену необходимо начинать готовиться с 1 класса – 1 учащийся – 2%, с 4 класса – 1 учащийся – 2%, с 5 класса – 26 учащихся – 57%, с 6 класса – 3 учащихся – 6%, с 7 класса – 11 человек – 24%, с 8 класса – 4 учащихся – 9%. 8. 100% учащихся хотели бы узнать больше об основном государственном экзамене по математике. Результаты анкетирования говорят об актуальности темы работы.
Планировался проект как краткосрочный, однако в результате работы появилось желание продолжить данную работу в 6, 7, 8 и 9 классе.
Заключение Выводы:
Результат работы – в приложениях оформлены отобранные задания систематизированные по номерам, дано их решение. Недостатком в моей работе было то, что проект планировался как краткосрочный и мы не рассчитали время работы. Не успели выполнить одну из первых задач – знакомство с официальными сайтами информационного сопровождения ОГЭ http://gia.edu.ru/ и http://fipi.ru/. Работая над проектом я решил пронаблюдать изменение (очевидно рост) цифры 23% заданий которые я могу решить, переходя из класса в класс. Поэтому мой проект обещает стать долгосрочным. Список литературы
Интернет – ресурсы: Приложение №1 Материал для изучения и анализа ![]() Приложение №2 Доля заданий доступных для учеников 5 класса от всей экзаменационной работы |
![]() | Теоретические основы выбора адекватного математического содержания в классах с углубленным изучением математики | ![]() | Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 2014 – 2015 учебного года мбоу «Лицей №35» |
![]() | Колчинская Татьяна Михайловна, учитель математики высшей категории, мбоу лицей№2 г. Южно-Сахалинск | ![]() | Арефьева Е. Н., учитель информатики мбоу лицей «Технико-экономический» г. Новороссийск |
![]() | Программа детализирует, раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ![]() | Программа составлена в соответствии с рабочей программой элективного курса «Теория и практика решения задач повышенной трудности... |
![]() | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №5» города Губкина Белгородской области | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №8 города-курорта Кисловодска |
![]() | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №5» г. Губкин Белгородской области | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №8 города-курорта Кисловодска |