Анализ выполнения пробной экзаменационной работы в 9-ых классах Назначение проверочной работы: оценка уровня готовности учащихся к настоящему экзамену по математике, привлечь внимание педагогов к новым или вновь выявившимся проблемам. В соответствии с планом муниципального информационно - методического центра «Инициатива» и проблемной группы учителей математики в школах района проведён пробный экзамен по математике в новой форме для учащихся 9-ых классов, который состоялся 15 марта 2013 года. КИМы пробного ГИА 2013 г. по математике направлены на контроль сформированности у выпускников основной школы математических компетенций, предусмотренных требованиями Федерального компонента Госстандарта основного общего образования по математике. Запущены были четыре варианта диагностической работы МИОО 2012 года. В работе представлены три блока: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Всего в работе 26 заданий, из них 20 базового уровня. Тексты заданий работы в целом соответствовали формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенных в Федеральный перечень. На выполнение работы отводилось 4 часа. Оценивание результатов выполнения работы учащимися производилось в каждой школе специально созданной комиссией из числа учителей математики данной школы. Участвовали все школы района, из них 22 дневных школы, 2 вечерних школы. Структура работы по математике отвечала следующим целям:
Схема перевода общего балла в пятибалльную шкалу отметок Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5» Суммарный балл за работу в целом 0 – 7 8 – 15 16 – 22 23 – 38 Таблица 1 позволяет показать распределение оценок по математике
Остаётся очевидным большое количество учащихся, не набравших минимальное количество баллов. Степнинская, Улан-Цацыкская, Безречнинская, Быркинская, Хадабулакская, Бурулятуйская показали слабые результаты, успеваемость в этих школах менее 50 %. Преобладают учащиеся, получившие отметку «3». Математика в школе должна быть красивой, должна быть интересной и полезной сейчас, а не в каком-то отдаленном будущем, уроки должны нравиться ученикам – тогда и их отношение к ГИА по математике будет позитивным, а результаты – положительными. Таблица 2. Соотношение успеваемости и качества знаний по математике
По данной таблице делаем вывод, что показатели качества знаний и успеваемости в разных школах отличаются довольно существенно, самые высокие показатели качества по математике имеют обучающиеся Золотореченской и Булумской школ, самую высокую (100%) успеваемость – Верхне Шаранайская школа. Качество знаний учащихся девятых классов в этой работе составило 15,9 %. Не получили должного качества знаний в Улятуйской, Хадабулакской, Бурулятуйской, ВерхнеШаранайской, Безречнинской, Единенской, Быркинской школах района. Важным является включение в вариативную часть учебных планов факультативов по выбору учащихся. Беседы с учащимися показывают, что внеурочная деятельность по математике сводится к решению заданий базового уровня. Где же дифференциация и индивидуализация обучения математике в школах района… Если заявлен элективный курс по теме, то не надо сводить занятия к решению заданий только базового уровня, предлагать тематику занятий должны сами учащиеся, а учитель прислушивается, выполняет учебный заказ, готовит задачный материал, необходимую теорию. Надо усилить индивидуальную работу с сильными учащимися, результаты предыдущих и последней работ не изменяются в сторону повышения качества знаний. Необходимо по таблице результатов работы отследить всех учащихся своей школы, набравших количество баллов, близкое к отметке «5» и усилить индивидуальную помощь. Проведём анализ выполнения некоторых заданий первой части экзаменационной работы. Приложение – Таблица3. Диаграмма выполнения заданий пробной работы (составлена по таблице 3) Анализ результатов пробного ГИА по математике показывает, что с некоторыми заданиями учащиеся справляются неплохо. Как видно из таблицы 3 и диаграммы выполнения заданий приоритетными умениями по математике явились умения школьников отвечать на практико-ориентированные задачи вида № 14 и вычислять значение числового выражения вида № 1 (более 50%). Уровень подготовки по следующим дидактическим единицам: Уравнения, преобразования, графические зависимости, отражающие реальные процессы – низкий. Наиболее сложными оказались задания по разделам: графики № 5, алгебраические преобразования № 7, геометрическая задача на подобие треугольников № 17, линейное уравнение № 8. Казалось бы, что уже отработать умения решать линейные уравнения можно было с января по март на достаточном уровне, а выполнение решения квадратных уравнений с 43 % повысилось до 46 %. Очевидно, требуется продолжить формирование умений учащихся по содержательной линии «Уравнения» ещё более настойчиво. Значительную долю работы занимают также действия с математической моделью, умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, подчеркивающие важность ориентации школьников на прикладную направленность предмета. Интервал выполнения заданий базового уровня сложности не соответствует нормативным показателям. В критической зоне находится сформированность у обучающихся умений выполнять действия с геометрическими фигурами, читать графики функций, задачи по теории вероятности, текстовые задачи прикладного характера. Часть 1 состоит из заданий базового уровня сложности. Планируемые показатели выполнения заданий этой части работы находятся в диапазоне от 40 до 90%. Эти показатели получены на основе исследований качества математической подготовки учащихся, а также результатов проведения экзамена в новой форме в предыдущие годы. Интервал разброса результатов выполнения заданий по содержательным блокам базового уровня достаточно большой: от 15 % до 75 %. Однако, в оставшееся до экзамена время внимание учителя должно быть направлено на отработку навыков решения заданий, связанных со знанием графиков функций и заданий геометрического содержания. Серия заданий из раздела «Числа» уже стала традиционной для экзаменационных работ. Она связана с пониманием соответствия между числами и точками координатной прямой. Для решения соответствующих заданий необходимо «считать» нужную информацию с рисунка и, проанализировав, записать верный ответ. Результаты показывают, что смысл задания учащимся понятен, но характер анализируемых выражений значительно влияет на результат - 41 % выполнения. Ежегодные результаты экзамена служат серьезным основанием для пересмотра всей методической системы изучения алгебраических дробей в 8 классе основной школы. При этом необходимо учитывать, что реальный уровень, необходимый большинству школьников для изучения курса математики старших классов, вполне разумен и достигаем, изучение вопроса должно строиться дифференцированно. Задание № 7 – выполнение 15 %, самый низкий показатель в 1 части работы. Подготовка к экзамену осуществляется не в ходе массированного решения вариантов – аналогов экзаменационных работ, а в ходе всего учебного процесса, и состоит в формировании у учащихся некоторых общих учебных действий, способствующих более эффективному усвоению изучаемых вопросов. На этапе подготовки к экзамену работа с учащимися должна носить, безусловно дифференцированный характер. Не надо навязывать слабому школьнику необходимость решения задач повышенного и тем более высокого уровня, лучше дать ему возможность проработать базовые знания и умения. Но точно так же не надо без необходимости задерживать сильного ученика на решении заданий базового уровня. Учителю необходимо ставить перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом возможно опираться на самооценку и устремления каждого учащегося. Результаты выполнения работы в традиционной форме
Представлены отчёты краткие, оценить выполнение заданий невозможно. Приложение: Таблица № 3 (смотрите на сайте) Информационно-методический отдел «Инициатива», 29 марта 2013 года. |
![]() | Анализ экзаменационной работы | ![]() | Работа выполняется в виде расчетно-пояснительной записки с рисунками структурных схем логических систем управления, которые иллюстрируют... |
![]() | Цель анализа: определение уровня результативности и продуктивностиметодической работы в школе | ![]() | Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки, с целью выявления степени освоения стандарта учащимися 5-х классов... |
![]() | Цель анализа: определение уровня продуктивности научно-методической работы, объективная оценка результатов, определение проблем научно-методической... | ![]() | Цель анализа: аналитическое обоснование планирования работы в новом учебном году на основе определения факторов и условий, повлиявших... |
![]() | ... | ![]() | Цель анализа: определение уровня эффективности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной... |
![]() | Анализ работы мбоу «сиверская основная общеобразовательная школа» в 2014/2015 уч году | ![]() | ... |