Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию


al.na5bal.ru > Спорт > Документы
Управление по образованию Администрации

Рыльского района Курской области


Утверждено приказом

управления по образованию

Администрации Рыльского района

Курской области

от 06.06.2017 №1-153

Требования к проведению, организации, разработке и уровню заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

по обществознанию в 2017/2018 учебном году



Рыльск, 2017


  1. Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию


Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию проводится во всех регионах

России в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний.

Порядок проведения Олимпиады определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников».

Всероссийская олимпиада школьников традиционно проводится в 4 этапа: школьный,

муниципальный, региональный, заключительный.

Участниками школьного этапа олимпиады по обществознанию могут быть на добровольной основе все учащиеся 5–11 классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Участники школьного этапа вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для

более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае

прохождения на следующие этапы олимпиады данные участники выполняют задания олимпиады, разработанные для класса, который они выбрали на школьном этапе олимпиады.

Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится по заданиям, состав-

ленным муниципальными предметно-методическими комиссиями на основе содержания

образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня.
2. Общие организационные вопросы школьного этапа Олимпиады
Школьный курс обществознания призван обеспечить целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей, понимание согласованного обустройства социальной жизни для поддержания гармонии между обществом и природой и совершенствование самого человека.

Поэтому первый этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию наце-

лен на стимулирование интереса обучающихся к изучению развития общества, роли человека в этом процессе, мотивам его деятельности; выявление степени владения культурой мышления, способности к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; отбор наиболее талантливых, интересующихся общественными науками школьников, которые могли бы впоследствии выступать на муниципальном этапе Олимпиады; выявление мотивированных обучающихся, проявляющих особые способности к предмету, обладающие наиболее высоким уровнем знаний и умений, стремящихся к активному участию в жизни общества.
Порядок проведения школьного этапа Олимпиады определен Положением о Всероссийской олимпиаде школьников.

Школьный этап Олимпиады проводится на базе общеобразовательных учебных заведений

ежегодно в соответствии с датами, установленными организатором муниципального

этапа Олимпиады, не позднее 15 октября, в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанными на основе методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады
Участниками школьного этапа Олимпиады могут быть обучающиеся 5–11 класса.

Школьный этап Олимпиады проводится в один тур. Для проведения школьного этапа Олимпиады рекомендуется отвести:

1 академический час для 5–7 классов,

1 астрономический час для 8–9 классов,

1 час 20 мин. для 9–11 классов.

Для проведения указанного этапа Олимпиады создаются Оргкомитет и Жюри школьного этапа Олимпиады.

Оргкомитет школьного этапа Олимпиады руководствуется требованиями к проведению

Олимпиады, разработанными предметно-методической комиссией Олимпиады.

Жюри школьного этапа Олимпиады осуществляет проверку выполненных работ

указанного этапа Олимпиады. В состав жюри школьного этапа Олимпиады входят

учителя истории и обществознания.

3. Разработка заданий школьного этапа Олимпиады

Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится по заданиям, со-ставленным на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня .

Содержание заданий Олимпиады по обществознанию определяется:

- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего

(полного) общего образования по обществознанию (Приказ Минобразования России от

5 марта 2004 г. № 1089)1.

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обра-

зования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010

№1897) и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2012 №24480), которые внедряются в образовательные учреждения Российской Федерации.

Специфика заданий Олимпиады по отношению к традиционным формам контроля, те-

кущей и итоговой аттестации учащихся за курс основной общей и средней полной школы

определяется:

- нормативными требованиями к углубленному уровню подготовленности учащихся по

предмету;

- творческим характером соревнований;

- необходимостью оценки эрудированности и общей культуры участников.

3.2. Принципы формирования олимпиадных заданий по обществознанию

Олимпиадные задания формируются на основе следующих принципов:

1. Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий сее на-

растанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов Олимпиады.

Конкретное число заданий и время на их выполнение на школьном этапе Олимпиады определяет муниципальная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения Олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.

3. Отражения в заданиях всех содержательных линий курса и степени, глубины их рас-

смотрения на уроках ко времени проведения этапа Олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большему числу этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников Олимпиады требованиям к уровню их

знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. Сочетание заданий с кратким ответом и развернутым текстом.

6. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

7. Опора на межпредметные связи в части заданий.

Задания для 5 класса должны быть составлены с учетом материала по обществознанию, пройденного в первой четверти.
Задания для 7 класса основываются на материалах, пройденных в 6 классе и в начале 7 класса. Задания для 8класса основываются на материалах, пройденных в 7 классе и в начале 8 класса. Задания для 9класса основываются на материалах, пройденных в 8 классе и в начале 9 класса. Задания для 10–11класса должны включать задачи по всему основному школьному курсу обществознания (см. Федеральный компонент ГОС и ФГОС).На школьном этапе олимпиады целесообразно включить задания(одно-два),отражающие региональный компонент школьного курса обществознания. Содержание этих заданий может отражать темы, связанные с культурными достижениями, особенностями экономического, политического и социального развития региона.

Всего в задания школьного этапа Олимпиады рекомендуется включать не более 7–

8 задач, отражающих все основы общественных наук, включенных в обществоведческий

курс; заключительное задание должно быть интегративным. В качестве такого задания может быть предложен обществоведческий кроссворд.

Целесообразно наличие в заданиях для каждой параллели логической задачи и заданий

культурологической тематики.

Правильно выполненная работа Олимпиады на школьном этапе может оцениваться, исходя из общего числа баллов — 100. При этом различные задания должны приносить участнику разное количество баллов в зависимости от их сложности.

3.3. Место логических заданий в олимпиадах по обществознанию

Включение логических заданий в олимпиады по обществознанию обусловлено тремя

важными обстоятельствами.

Во-первых, знание общих принципов и законов рационального мышления является не-

отъемлемым требованием при изучении темы «Познание», которая входит в курс обществознания как важная содержательная часть.

Во-вторых, базисные логические знания и навыки (умение выделять существенное, аб-

страгироваться от второстепенного, строить непротиворечивые, последовательные и убедительные рассуждения, давать грамотные определения и пр.) входят в ядро методологии общественных наук, и без них невозможно представить себе никакое рациональное исследование общества.

В-третьих, логические задания обладают большим методическим потенциалом в части обнаружения, применения и развития навыков нестандартного, эвристического мышления, что очень важно при проведении олимпиад и конкурсов среди школьников.
Требуемые знания и связь с другими дисциплинами

При разработке и проверке логических заданий в рамках олимпиад по обществознаниюследует учитывать структуру и содержание общеобразовательных и профильных программ, по которым обучаются их участники. Логические знания и компетенции должны вырабатываться у школьников в рамках многих учебных курсов: алгебра (метод абстрактного символического представления знаний), геометрия (аксиоматический метод, понятие доказательства), информатика (понятие алгоритма, базовая алгебра логики, основы комбинаторики), история (системный подход, модельное мышление), русский язык и литература (культура речи, основы риторики).
Рекомендации по разработке заданий по логике

Типы заданий могут варьироваться в широких пределах. Наиболее распространенными являются:

задания на понимание логической формы (связанные с умением правильно определять число отрицаний в высказывании, отличать логический смысл союзов (и/или, если/только если), кванторов (все/некоторые) и модальных операторов (необходимо/возможно, разрешено/запрещено) и т. д.)

задания на выведение правильного заключения из предложенных посылок (они могут

быть как открытыми, так и закрытыми)

задания на установление соответствия (где, исходя из заданной на множестве объектов системе свойств и отношений («старше», «моложе», «начальник», «коллега»,

«отец» и т. д.), необходимо определить, кто есть кто)

задания с рекурсивными условиями (когда одни высказывания ссылаются на другие,

другие — на третьи, и т. д., что приводит к возникновению сложной системы логиче-

ских взаимозависимостей между сравнительно простыми по своему содержанию вы-

сказываниями)

задания на нестандартное мышление (содержащие какой-либо логический «подвох»,

который требуется выявить, или стереотип, который следует преодолеть)

задания на когнитивное моделирование (предполагающие умение не только строить

собственные рассуждения «от первого лица», но и одновременно моделировать рас-

суждения других участников познавательной ситуации, их представления о том, что

кому из них известно и т. д. — например, классические задачи про «чумазых детей»

или «мудрецов в колпаках».

Рекомендуется преимущественно использовать задания, решение которых у школьника в среднем должно занять 10–15 минут.

Структура задания включает в себя три четыре части:

Формулировка условий

Иллюстративный материал (если в нем есть необходимость)

Формулировка вопроса (вопросов)

Формулировка требований к оформлению ответа (ответов)
Требования к составлению и оформлению заданий

Условия задания должны описывать реальную или воображаемую познавательную ситуацию, в которой школьнику необходимо сориентироваться и дать правильные ответы напоставленные вопросы.Формулировка условий задания не должна превышать 150 слов (оптимальный объем:50–100 слов).

Информация, содержащаяся в условиях, должна быть полной (фиксировать все те осо-бенности заданной познавательной ситуации, которые необходимы для решения задания),

ясной (следует избегать неопределенных и многозначных формулировок, допускающих

вольную или невольную подмену значения) и четкой (она должна быть структурирована

кратким и удобным для понимания образом, не содержать повторов и чрезмерно сложных с синтаксической точки зрения конструкций).

Допускается использование в условиях задания избыточной информации, если составитель задания преследует цель проверить умение школьника самостоятельно выделять существенные данные и отвлекаться от несущественных.

В качестве иллюстративного материала могут использоваться блок-схемы, таблицы, диа-

граммы — любые наглядные способы передачи информации, которые помогают более быстрому и правильному восприятию условий задания.

Сложность иллюстративного материала не должна превышать сложность самого задания; используемый язык визуализации (стрелки, символы, фигуры и пр.) не должен требовать от ученика каких-либо специальных знаний или навыков интерпретации.

Иллюстративный материал не должен содержать явных или скрытых подсказок к решению задания, благодаря которым правильный ответ можно было бы узнать напрямую, без использования интеллектуальных средств.

Вопросы задания должны быть сформулированы четко, ясно и не содержать ложных

пресуппозиций: например, не следует спрашивать: «Кто победит на выборах — кандидат А или кандидат В?», если правильный ответ заключается в том, что они оба проиграют (исключения составляют задания, в которых главной целью является как раз проверка умения школьника «погашать» ложные пресуппозиции и разоблачать некорректно поставленные вопросы).

Требования к оформлению ответов должны содержать информацию о том, что именно

считается ответом (если это эксплицитно не сформулировано в самих вопросах), требуется ли к этим ответам обоснование (и если да, то в каком объеме), допустимы и необходимы ли какие-то дополнительные примечания со стороны ученика (например:«Ответьте на вопрос…, обоснуйте свой ответ…, приведите примеры…» и т. д.)
3.4. Место заданий культурологической тематики в олимпиадах по обществознанию

Реализация деятельностного подхода в олимпиадных заданиях предполагает формирование «нового взгляда» на привычный и не осознаваемый элемент окружающего человекакультурного мира. Именно для реализации этой цели в структуру заданий включены задания культурологического содержания.

Это позволяет также активизировать внимание школьников к окружающим культурным

пространствам (библиотекам, университетам, театрам, музеям, мемориальным местам и объектам городской инфраструктуры и т. п.) как пространствам практической жизни в экономическом и социально-политическом измерении, отразить региональную специфику заданий, определить их гражданскую позицию.

Поэтому школьный этап Олимпиады рекомендуется проводить с акцентом на материал истории институтов культуры («институтов духовной сферы общества») конкретного региона, включая вопросы из истории религий и вопросы по этике.

Главным критерием при отборе содержательного материала для заданий этого типа —

является доступность изображения, его повседневный характер.
4. Проверка и система оценивания олимпиадных заданий школьного этапа

Среди особенностей предмета «обществознание» следует отметить дискуссионность в

содержании и подаче материала, требующей учета возможности и целесообразности высказывания участниками олимпиады собственной позиции, которая может расходиться с взглядами членов жюри при оценивании части заданий. В том случае, когда высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, она должна восприниматься с уважением, и должны оцениваться уровень ее подачи, научность и грамотность приведения аргументов и др. Следовательно, необходимо принимать как правильные ответы такие из них, которые даны не по предложенному эталону, сформулированы иначе, но верны по сути. Поэтому критерии оценивания могут корректироваться и уточняться в ходе собственно проверки работ участников Олимпиады.
Критерии проверки и оценивания выполненных заданий должны быть:

- гибкими (необходимо учитывать возможность различных путей и способов решения); - дифференцированными (несмотря на различие в способах решения, следует выделить

его инвариантные этапы или компоненты и оценивать выполненное задание не по

принципу «все или ничего», а пропорционально степени завершенности и правильно-

сти решения); обозначенными (следует четко указать, за какую часть/уровень/степень решения сколько баллов начисляется участнику).

Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащих-

ся — один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения.

Жюри школьного этапа Олимпиады рекомендовано при оценивании олимпиадных работ каждую из них проверять двум членам жюри с последующим подключением дополнительного члена жюри (председателя) при значительном расхождении оценок тех, кто первоначально проверил работу. Это особенно важно при обращении к творческим заданиям, требующим развернутого ответа.

Муниципальная предметно-методическая комиссия Олимпиады обеспечивает проведение школьного этапа не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их

оценивания.

Задания для 5–11 классов выполняются на бланке, содержащем текст заданий.

Соотношение времени, отводимого на выполнение заданий работы является ориентировочным. Участники распределяют время выполнения каждого задания в своей работе самостоятельно.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconПояснительная записка 1 Общая характеристика образовательной программы...
Паспорт основной образовательной программы основного общего образования мбоу «сош №42»

Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconВопросы III всероссийской дистанционной олимпиады «Летописец» по алгебре для 7–8 классов
Известно, что a меньше c, но больше d. Разность b и c равна разности a и d. При этом разность c и a будет представлять собой значение,...

Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconI. Общая характеристика школы
Учредитель – Комитет по образованию и делам молодёжи Администрации города Подольска

Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconСогласовано” Заместитель Министра Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму
Общая характеристика специальности 022500 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая...

Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconПубличный отчет моу красноануйской основной общеобразовательной школы...
...

Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconДоклад 2015-2016 учебный год Общая характеристика моу «сош с. Запрудное»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное Питерского района Саратовской области» расположена...

Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию icon«Урок с применением системно деятельностного подхода». XI фестиваль проходил в три этапа
В 2014 – 2015 учебном году прошёл XI фестиваль открытых уроков «Ура, урок!» с применением системно деятельностного подхода в обучении...

Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconРешение задачи на компьютере невозможно без создания алгоритма. Умения...
Анализ развития стандарта образования по информатике позволяет сделать вывод: формирование алгоритмического мышления школьников важная...

Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconПояснительная записка основная задача модернизации российского образования...
Основная задача модернизации российского образования – обеспечение нового качества школьного образования. В свете модернизации школьного...

Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию icon«23» января 20 13 г. №51
Об организации и проведении городского пробного единого государственного экзамена по обществознанию, биологии, истории России, информатике,...


Алгебра




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
al.na5bal.ru
..На главную