Пояснительная записка программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


страница1/4
al.na5bal.ru > Математика > Пояснительная записка
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Цели и задачи программы:

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Основная цель кружка состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из общих положений концепции математического образования, кружок призван решать следующие задачи:

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.

Общая характеристика кружка


      1. В нем рассматриваются числовой концентр от 1 до 1000 и дробные числа (доли), устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000, умножение и деление в пределах 100, в том числе и внетабличные случаи и деление с остатком, устные и письменные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число, нахождение доли от числа и числа по доле.

      2. Рассматриваются величины: скорость, расстояние, зависимость между величинами скорость, время, расстояние; формула движения; новые единицы измерения известных величин и соотношения между ними.

      3. Предлагаются простые и составные текстовые задачи: а) на нахождение доли числа и числа по доле; б) на пропедевтику функциональной зависимости (задачи с пропорциональными величинами), в том числе простые задачи на движение; в) задачи с альтернативным условием; г) задачи, представляющие собой некоторые жизненные ситуации.

      4. Содержится большое количество заданий геометрического содержания: рассматриваются элементы параллелепипеда (куба), формула его объема, различные виды треугольников, изменение положения плоских фигур на плоскости.

      5. В соответствии с новой образовательной линией «Элементы стохастики» рассматривается дерево выбора, вводится понятие случайного эксперимента и связанных с ним понятий «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно». Производится чтение и запись информации с помощью линейных и столбчатых диаграмм.

      6. Согласно новой образовательной линии «Занимательные и нестандартные задачи» рассматриваются уникурсальные кривые, понятия множества, элемента множества, подмножества, пересечения и объединения множеств, высказывания с кванторами общности и существования, способы решения задач на переправы, переливания, взвешивания.

Система педагогических принципов

Концепция предлагаемого курса математики основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО А.А. Леонтьевым:

  1. Принцип обучения деятельности.

  2. Принцип адаптивности, психологической комфортности и развития.

  3. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

  4. Принцип целостности содержания образования.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Занятия проводятся 1раз в неделю в 3 классе-35 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения кружка в целом ограничиваются ценностью истины, однако кружок предлагает расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ), и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами кружка и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения кружка в 3-м классе является формирование следующих умений: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами кружка в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения занимательного материала.

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).Читать вслух и про себя тексты дидактического материала и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения .Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами кружка в 3-м классе являются

использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;

  • использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);

пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;

  • представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);

  • выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;

  • осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;

  • осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;

  • использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;

  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;

  • решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);


использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;

  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;

  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;

  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;

  • определять время по часам с точностью до минуты;

  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;

  • устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).


Содержание кружка

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 1 000.

Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Дробные числа.

Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Умножение и деление чисел в пределах 100.

Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком.

Величины и их измерение.

Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.

Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.

Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.

Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.

Текстовые задачи.

Решение нестандартных текстовых задач.

Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.

Элементы геометрии.

Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.

Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.

Изменение положения плоских фигур на плоскости.

Элементы стохастики.

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.

Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.

Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».

Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.

Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.

Занимательные и нестандартные задачи.

.огические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.

Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.

Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.

Итоговое повторение.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


№ п/п

Наименование разделов и тем

Основные виды деятельности

Всего часов

Количество часов

Оценочный материал




теоретические

Практические/указать с учетом специфики предмета: зачёты, контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные, диктанты, работы по развитию речи, др. 1.




1

Сложение и вычитание чисел

Актуализировать знания о натуральном ряде чисел.

Повторить порядок действия в выражениях.

4

2

2

В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний учащихся Воронеж « Метода»

2014г


2

Умножение и деление чисел

Алгоритм устных приёмов умножения и деления двузначных чисел

4

2

2

В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний учащихся Воронеж « Метода»

2014г


3

Правила и приёмы быстрого счёта в разных видах занимательного материала

Сравнение разных приемов вычислений в разных видах занимательных заданий. Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия,

10

5

5

В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний учащихся Воронеж « Метода»

2014г


4

Решение нестандартных задач

Решать нестандартные задачи Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера.


9

5

4




5

Преобразование геометрических фигур.

Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире. Создание представления о пересечении геометрических фигур, решение задач, сравнение. Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера.

2

1

1

В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний учащихся Воронеж « Метода»

2014г


6

Доли .

Читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле;

2

1

1

Диагностика метапредметных, предметных и личностных результатов начального образования


7

Единицы измерения

. Знакомство с календарём, читать и записывать данные календаря римскими цифрами, решение задач, выполнять вычисления. Познакомиться с новой единицей времени, решать задачи.

2

1

1

Диагностика метапредметных, предметных и личностных результатов начального образования

Москва Балссс 2015

8

Линейные и столбчатые диаграммы

Читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм

1

1







9

Решение задач на движение

Решать задачи на движение. Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера.


1

1




Диагностика метапредметных, предметных и личностных результатов начального образования

Москва Балссс 2015




Итого:




35

19

16



  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии...
В. Н. Рудницкой; с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального...

Пояснительная записка программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа по математике для...
Муниципальное бюджетное оющеобразовательное учреждение «Началовская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Программа разработана на основе Федерального...
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...

Пояснительная записка программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по математике для 6 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

Пояснительная записка программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРеспублики Татарстан «Рассмотрено»
Рабочая программа по математике для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...

Пояснительная записка программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПрограмма по алгебре для 8 класса составлена в соответствии с: требованиями...
Рабочая программа по алгебре модифицирована на основе авторской программы А. Г. Мордковича

Пояснительная записка программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Учебный план мбоу средней общеобразовательной...
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного...

Пояснительная записка программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПрограмма определяет ряд
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...

Пояснительная записка программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по предмету математика составлена на основе примерной...
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего...

Пояснительная записка программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПрограмма учебной дисциплины информатика и икт
Программа учебной дисциплины «Информатика и икт» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по...


Алгебра




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
al.na5bal.ru
..На главную